Коэволюция общества и природы как альтернатива развития

Е.В. Рябова
Мордовский государственный педагогический институт им М. Е. Евсевьева,
г. Саранск


Современная цивилизация в своем развитии находится в той точке исторического процесса, которая определяет динамику и направление общественного развития на длительную перспективу.

ХХ век принес человечеству не только общественные достижения, но и ряд сложных проблем. Одна из наиболее болезненных – глобальная экологическая проблема. Объяснений причин возникновения кризисной ситуации много, но одно ясно всем: в основе всего этого процесса находится человек.

Кризис во взаимоотношениях человека со средой своего обитания обусловлен не каким-то одним видом деятельности человека, а теми регулятивными установками, которые определяли характер и специфику становления всех этих видов деятельности.

Экологический кризис наших дней, становящийся ныне глобальным, - это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой. Необходим поиск регулятивов, которые отражали бы потребности создания новой доминирующей парадигмы нынешнего этапа развития цивилизации. Современная эпоха должна стать переходной от общества, в котором происходило неконтролируемое неустойчивое социальное развитие, к обществу, которое будет целенаправленно решать задачи гармонизации отношений между природой и человеком.

Среди регуляторов, определяющих характер приоритетов в развитии человеческой деятельности, прежде всего, переход от установки на неограниченный прогресс, беспредельный экономический рост к представлениям о пределах роста, гармонизации экономической экспансии и экономических лимитов. Переход от доминирования отношений господства, конкуренции, противостояния к идеалам сотрудничества, кооперации, сосуществования, соразвития.

Как эволюционный процесс пойдет дальше, продолжится ли деградация природной среды и человечество погибнет или возможны коэволюция человечества с природой, его сохранение и дальнейшее развитие? На этот вопрос чрезвычайно трудно ответить. И, тем не менее, возможные варианты будущего необходимо представить, чтобы успеть предпринять необходимые меры. Коэволюция возможна лишь при условии, что общий разум объединит человечество в одно сообщество землян с сохранением всего культурного разнообразия народов и принципов нравственности, на вечных ценностях бытия, которые сделали человека человеком. Это под силу разуму того социума, который способен осознать себя в качестве единого живого сообщества, думающего о себе в целом, заботящегося о своей судьбе.

Концепция коэволюции в современном её виде представляет собой скорее рациональную идею, чем модель будущего общественного развития. Отношение к процессу коэволюции сегодня достаточно неоднозначно. Одни ученые считают её единственным путем сохранения человечества в составе биосферы, который согласовал бы потребности людей с возможностями сохранения природы. Другие не допускают использование термина «коэволюция» применительно к развитию природы и общества, поскольку реализация такой возможности считают прекращением естественной эволюции биосферы, превращение биоты в систему, развитие которой целенаправленно регулируется человеком.

Коэволюция общества и природы - это альтернатива противоречивым процессам, происходящим в обществе, когда экономическое, политическое, интеллектуальное неравенство между отдельными людьми, социальными группами, регионами и странами, противоречия между государствами достигли своей кульминации. Возник вопрос о фундаментальной смене ориентиров в развитии общества, что было обусловлено социальными, экономическими и экологическими изменениями и направлено на поиск новых - альтернативных моделей и идеалов будущего.

Сегодня человечество имеет огромные потенциальные возможности своего развития. Большие надежды в этом плане возлагаются на прогресс науки, на коллективный разум, который находится на новой ступени совершенствования и в перспективе должен стать общепланетарным разумом. Вместе с тем будущее человечество, видимо, не должно рисоваться только в радужных красках. В связи с этим можно согласиться с мнением Н.Н. Моисеева, который, рассуждая о той уверенности в будущем, которая звучит в ряде работ выдающихся ученых Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского, справедливо отмечает: «Мне кажется, что полвека тому назад у обоих мыслителей было больше оснований для оптимизма, чем у людей нынешнего тысячелетия. Тогда еще ничего не знали об атомном оружии и не предполагали, что человечеству уже в зримом будущем предстоит преодолеть чрезвычайной остроты глобальный экологический кризис. И переход в эпоху ноосферу не будет плавным и безболезненным…» [1, с.9].

В целом следует согласиться с мнением ряда авторов, что прогнозируя будущее, следует избегать как излишнего пессимизма, так и неоправданного оптимизма, нередко встречающегося на практике. Оценки и прогнозы должны быть предельно реалистичными, объективными, в противном случае можно получить искаженную картину или неверно определить цели развития.

Список литературы

1. Моисеев Н.Н. Вернадский и современность // Вопросы философии / Н.Н. Моисеев. - М., 1994. - №4. - С.9.


Назад к списку