Последние конференции
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности, образовании и экологии
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности и экологии
- Современные проблемы экологии
- Экологические проблемы окружающей среды, пути и методы их решения
- Экология, образование и здоровый образ жизни
Быстроходность автомобиля, как критерий эффективности
Н.М. Ниткин
Московский государственный технический университет «МАМИ»,
г. Москва
Быстроходность имеет первостепенное значение, особенно если принять во внимание сжатые сроки перебазирования машин. Подобная ситуация возникает и при выполнении транспортных операций, например, при перевозке предметов, не подлежащих длительному хранению. В этом случае скоростная машина меньшей грузоподъемности становится более характерной, чем машина большей грузоподъемности, но тихоходная.
В зависимости от целей анализа под скоростными свойства подразумевают иногда только непосредственно процесс движения, а иногда обобщают весь процесс эксплуатации.
Скоростные свойства обычно оцениваются средней скоростью движения автомобиля. Различают следующие виды средней скорости.
А. Средняя скорость чистого движения, равная отношению пройденного пути SSi ко времени Stдвi, за вычетом всех потерь времени, которые имели место в пути:
Vср = S Si/S tдвi.
Этот показатель характеризует скоростные свойства технически исправного автомобиля, т.е. собственно его быстроходность.
Б. Средняя техническая скорость, равная отношению пройденного пути SSi, ко времени движения с учетом остановок по техническим причинам на устранение различного рода отказов и неисправностей S tоткi
S Si
VT= ¾¾¾¾¾¾
S tдвi+ S tоткi
В. Средняя эксплуатационная скорость, учитывающая потери времени, связанные с организацией дорожного движения и транспортного процесса S tоргi:
S Si
VT= ¾¾¾¾¾¾¾¾¾
S tдвi+ S tоткi+ S tоргi
Г. Средняя эффективная (или приведенная) скорость, которая определяется с учетом затрат времени на техническое обслуживание S tТОi , текущий ремонт S tТРi, капитальный ремонт S tКРi, погрузку-разгрузку S tn-pi, на агрегатирование (приспособление) с другими машинами в случае использования машины в составе технологических комплексов S tагрi, заправку топливом Stзапi, и других затрат времени на поддержание машины в технически исправном состоянии:
SSi
Vэф = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾
S tдвi+ S tоткi+ S tоргi+ S tТОi+ S tТРi+ S tКРi+ S tn-pi+ S tагрi+ S tзапi
Скорость Vэф обобщенная и характеризует в целом приспособленность автомобиля к выполнению тех или иных функций.
Средняя эксплуатационная скорость Vэ, часто используемая для оценки скоростных свойств, является, по существу, не совсем корректной оценкой, поскольку на этот показатель в значительной мере влияют потери времени по причинам, не относящимся к конструкции автомобиля.
При оценке технического совершенства автомобиля с точки зрения его скоростных свойств обычно пользуются или средней скоростью чистого движения Vcp, или среднетехнической скоростью VT. Так как в дальнейшем будут анализироваться скоростные свойства автомобиля в смысле его конструктивного совершенства, а также влияния скоростных свойств на эффективность, то будем пользоваться в основном средней скоростью чистого движения Vcp.
Следует отметить, что оценка скоростных свойств по средней скорости движения не единственная. Различные исследователи предлагают методы количественной оценки скоростных свойств, которые наряду с факторами, изложенными выше, учитывают также и проходимость автомобиля, в том числе его способность двигаться с определенной скоростью в заданном направлении. В частности, в США разработана математическая модель, которая позволяет определять скоростные возможности машины с учетом его технических данных и характеристики дорожных условий, т.е. определять время преодоления того или иного маршрута.
При этом скоростные свойства оцениваются не средней скоростью движения, а баллами или безразмерными индексами.
Подобный метод позволяет оценить скоростные свойства в общем, с учетом вероятного изменения дорожных и климатических условий данного района и скорее привести качественное относительное сравнение быстроходности машин различных типов, чем действительную их скорость.
Вывод: Скоростные свойства автомобиля зависят от многих факторов. Если рассматривать их в широком плане, то можно отметить две группы факторов, влияющих на быстроходность. С одной стороны, это конструктивные факторы, непосредственно сказывающиеся на скоростном режиме движения и выступающие, в конечном счете, в виде частных эксплуатационно-технических свойств, таких, как тяговая динамика, тормозные свойства, устойчивость, управляемость, плавность хода и т.п., формирующих или ограничивающих скоростные возможности. С другой стороны, это эксплуатационно-технические факторы, ограничивающие скоростные свойства, главным образом вследствие вынужденных остановок или потерь времени, обусловленных недостаточным совершенством конструкции. К таким факторам относятся эксплуатационная технологичность, надежность, приспособленность к выполнению погрузочно-разгрузочных работ, возможность работы в составе различных агрегатов, требующих транспортного обслуживания.
Обе группы факторов в итоге влияют на среднюю техническую и эффективную скорость, являющуюся, как отмечалось, обобщенным показателем скоростных свойств автомобиля в тех или иных дорожных условиях.