Последние конференции
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности, образовании и экологии
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности и экологии
- Современные проблемы экологии
- Экологические проблемы окружающей среды, пути и методы их решения
- Экология, образование и здоровый образ жизни
Обеспечение здоровья педагогическими средствами
Е.Г. Диканова, Г.З. Коробец
ГОУ СПО Михайловский профессионально - педагогический колледж,
г. Михайловка Волгоградской области
Здоровье людей в значительной мере зависит от качества как природной, так и антропогенной среды. В условиях города действие антропогенных факторов резко усилено.
По данным статистической отчетности, представляемой основными предприятиями и организациями г. Михайловка, в течение года образуется от 50 тыс. тонн до 80 тыс. тонн промышленных отходов всех классов опасности и более 150 тыс. м3 твердых бытовых отходов. В Михайловке имеется два ведомственных полигона промышленных отходов, принадлежащих соответственно ОАО «Себряковцемент» и ОАО «Себряковский комбинат асбестоцементных изделий», городская свалка ТБО, закреплённая за МУП «Комбинат благоустройства и озеленения», и муниципальный временный полигон для захоронения инертных строительных отходов, закреплённый за ООО «Экотехсервис». Если количество образующихся производственных отходов относительно стабильно, то количество твердых бытовых отходов, на душу населения ежегодно увеличивается на 4 – 6 %. Особенно резко возросло количество бытовых отходов в связи с огромным потоком товаров, хлынувших из-за рубежа, широким использованием одноразовой тары и упаковки, ликвидацией системы сбора макулатуры и т.п.
В г. Михайловка выполнено достаточно большое количество мероприятий по использованию отходов и их вовлечению в хозяйственный оборот. Наиболее крупные мероприятия внедрены в ОАО «Себряковцемент» (технологий возврата цементной пыли в обжиговые печи), в ОАО «Себряковский комбинат асбестоцементных изделий» (использование древесно-стружечных отходов для изготовления конструкционного бруса), утилизация избыточного ила с отстойников очистных сооружений канализации и др. Однако, проблема отходов ещё очень далека от своего разрешения.
В связи с увеличением выброса производственных отходов в атмосферу, резко увеличилась заболеваемость взрослых, а особенно детей аллергическими и кожными заболеваниями, а также болезнями системы дыхания.
Учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей. Сущность педагогического аспекта обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с самого раннего возраста индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности.
В качестве основных средств подготовки будущего учителя начальных классов к здоровьесберегающей деятельности выбраны средства личностно ориентированного подхода, как наиболее адекватные современному состоянию системы образования в педагогическом колледже: содержание образования, процессуальная сторона образования, система педагогических ситуаций. В содержании дисциплин «Биология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Экология» актуализировались проблемы здоровья, здорового стиля жизни, культуры здоровья.
Весомую роль при наработке знаний и практического опыта студентов сыграл курс по выбору «Культура здоровья в образовательном пространстве». Цель курса – способствовать развитию у будущих учителей системно-интегрального знания о здоровье, культуре здоровья, культуре здорового образа жизни, мотивации к саморазвитию; обеспечить систематизацию их профессиональной подготовки к формированию культуры здоровья младшего школьника.
В программе курса по выбору рассматриваются следующие модули:
Модуль 1. Теоретические основы процесса подготовки будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника.
Модуль 2. Здоровьесберегающее образовательное пространство педколледжа – главное условие подготовки будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника и средства его создания.
Модуль 3. Прикладные основы процесса подготовки будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника.
В каждом модуле предполагается интеграция в рассмотрении отдельных проблем индивидуальной культуры здоровья человека и соответствующего педагогического аспекта, что обеспечивает не только профессиональную, но и личностную заинтересованность будущего учителя.
В программе авторского курса особое внимание уделяется тому, что здоровье – категория педагогическая. В первую очередь это важно для начальной школы, так как здесь учитель обеспечивает всю организацию жизнедеятельности детей – и характер организации учебных занятий, и отдых детей на переменах, и межличностные отношения, и питание, и т.д. Курс характеризуется практической направленностью на преобразование образовательного пространства младших школьников с целью сохранения и укрепления их здоровья в процессе обучения и воспитания. Таким образом, будущий учитель начальных классов приобретает практические навыки здоровьесберегающей и здоровьеформирующей работы с учащимися. Апробировать готовность к здравотворческой деятельности студенты всегда имеют возможность в процессе различных видов практик в школах.
Список литературы
1. Диканова Е.Г. Культура здоровья в образовательном пространстве: учеб. пособие / Е.Г. Диканова. – Волгоград: Перемена, 2003. – 100 с.
2. Диканова Е.Г. Подготовка будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника в условиях педколледжа. Дис. …канд. пед. наук. Волгоград, 2004.