Последние конференции
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности, образовании и экологии
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности и экологии
- Современные проблемы экологии
- Экологические проблемы окружающей среды, пути и методы их решения
- Экология, образование и здоровый образ жизни
Реабилитация детей-инвалидов в оздоровительно-экологическом центре
А.Б. Котков, И.В. Кузнецов, Г.Д. Петрова
Новомосковский филиал университета Российской академии образования,
Детский оздоровительно-экологического центр,
г. Новомосковск
Существует две «модели» инвалидности. Первая – «социальная», распространена в Европе и США, согласно которой инвалидность это не медицинское понятие, а ряд социальных условий, осложняющих реализацию жизненных потребностей человека. Соответственно, принимаются меры по компенсации или поддержке возможностей инвалида адаптироваться к социуму – организация специализированных рабочих мест, приведение городской архитектуры в соответствие с нуждами инвалидов (например, оснащение подъездов и лестниц пандусами для лиц, передвигающихся в колясках) и т.п.
В России распространена вторая, «медицинская» модель, исходя из которой инвалидность рассматривается, в основном, как болезнь. И потому большинство мер, предпринимаемых государством и обществом, направлено именно на медицинскую помощь инвалиду. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обособляет от «нормального», «здорового» детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский (опекающий) характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание «социальных» служб, помогающих человеку выживать, именно выживать, а не жить полноценной жизнью. Следствием ориентации общества на медицинскую модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями здоровья от общества в специализированном учебном заведении или в собственной квартире, развитие у него пассивно-иждивенческих жизненных установок.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связей с миром, в ограниченной мобильности, сужении контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда и к базовому образованию. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья – полноправный член общества, он хочет, может и должен участвовать в его многогранной жизни. Такой ребенок может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свой талант, развить его, приносить с его помощью пользу обществу ему часто мешает неравенство возможностей.
Ребенок – не пассивный объект помощи, а развивающаяся личность, имеющая право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве, достижениях. Приняв за основу данные принципы социально-педагогической работы с инвалидами, можно реально повысить качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, так как это облегчит интеграцию таких детей в общество, поможет им преодолеть комплекс неполноценности, иждивенческие установки.
Педагогической и медицинской практикой установлено, что по отношению к школьникам, имеющим определенные проблемы со здоровьем, а, значит, и особые потребности в области образования, – массовая школа обеспечить решение такой сложной и многогранной задачи не может. Необходимы новые социальные структуры, осуществляющие на паритетных началах обучение, воспитание, лечение и социальную защиту больного и физически ослабленного ребенка на протяжении всего периода детства.
На решение этой непростой задачи направлены усилия педагогов дополнительного образования Детского оздоровительно-экологического центра г. Новомосковска – тренеров, врачей, психологов, имеющих целью создание единого педагогического пространства, в котором происходит оздоровление, духовно-нравственного развитие, образование и художественное творчество детей с самыми различными проблемами в здоровье. В течение полутора десятка лет творческой продуктивной деятельности апробируется эффективный метод медицинской и социально-психологической реабилитации ребенка-инвалида, который дает возможность раскрыться его невостребованным способностям, обрести веру в свои силы и реализовать себя как личность помогает лечебная верховая езда на лошади.
Иппотерапия (лечение посредством верховой езды) бурно развивается во всем мире в последние пятьдесят лет, а известен он с глубокой древности. Занятия на лошади влияют на организм в целом: нормализуют сердечно-сосудистую, нервную и пищеварительную системы, снижают судорожную готовность, способствуют нормализации уровня сахара в крови. Особо заметное позитивное влияние лечебная верховая езда оказывает на больных детей и детей-инвалидов. Оздоровительный эффект занятий достигается благодаря воздействию тепла животного; ритмичных колебаний, возникающих при ее движениях; биомеханическому воздействию сокращающихся мышц тела; массирующих движений мышц спины, а также благодаря тесному общению больного ребенка с большим, сильным и добрым животным.
Особое влияние лечебная верховая езда оказывает и на психическое состояние ребенка с особыми образовательными и медицинскими нуждами: улучшается его эмоциональный настрой, снижается агрессивность, способствует преодолению чувства ущербности. Исходя из этого, главной идеей при разработке модели реабилитации воспитанников Детского оздоровительно-экологического центра стало проецирование проблем ребенка-инвалида из плоскости социальных, медицинских, экономических и иных отношений в плоскость практической педагогики.
Педагогическая модель организации образовательно-оздоровительного процесса характеризуется: особенностями содержания образования; способами организации педагогического процесса; комплексом используемых педагогических технологий; наличием сформированной образовательной среды; спецификой управляющей системы; особенностями внешних связей.
Основополагающими при разработке данной модели стали идеи:
- формирования муниципального объединенного здоровьесберегающего пространства на основе интеграции усилий общеобразовательных школ г. Новомосковска, детских медицинских учреждений и Детского оздоровительно-экологического центра;
- мотивации школьников на осознанные, регулярные и самостоятельные шаги по укреплению собственного здоровья, занятиям физической культурой и спортом;
- оптимизации развития детей, повышении адаптационных возможностей организма к неблагоприятным условиям среды посредством совершенствования системы альтернативного физического воспитания;
- коррекции нарушений в развитии опорно-двигательной системы ребенка благодаря комплексному стимулированию двигательных функций во время занятий по верховой езде на лошади;
- определения индивидуального маршрута развития ребенка посредством комплексной оценки параметров его физического, функционального, двигательного и психического развития;
- разработки на основе изучения особенностей психофизического развития воспитанников адекватных педагогических технологий, позволяющих обеспечить эффективное освоение детьми дополнительных образовательных программ (авторских образовательных программ).
Программа дополнительного образования детей «Надежда» предполагает работу с детьми, подростками и молодыми людьми от 3 до 18 лет, страдающими детским церебральным параличом, аутизмом, задержкой психического развития и другими заболеваниями центральной нервной системы, а также опорно-двигательного аппарата. Целью программы является создание условий для социальной адаптации детей-инвалидов с патологическими нарушениями нервной и опорно-двигательной системы посредством расширения их жизненного пространства, активизации эмоционально-волевой сферы, а также благодаря достижению реабилитационного эффекта, заключающегося в улучшении ряда существенных психофизических показателей.
Такие программы дополнительного образования в настоящее время не имеет аналогов в регионе и востребованы потому, что:
- позволяют в комплексе решать социально-педагогические, образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные, развивающие, реабилитационные и лечебно-оздоровительные задачи применительно к детям-инвалидам младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
- направлены не только на медицинскую реабилитацию ребенка-инвалида, но и на восстановление и расширение адаптационных возможностей организма, повышение его устойчивости к воздействию многообразных факторов.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 07-06-00574а.