Экологизация образовательной среды и здоровье школьников

Г.Д. Петрова
Новомосковский филиал университета РАО,
г. Новомосковск


Демографические проблемы, загрязнение окружающей среды, варварское, истощающее природу использование ее ресурсов грозят экологической катастрофой. Корни этих проблем, в частности, в характере социокультурного воздействия на психику индивида. Техногенная цивилизация, создавшая общество потребления (знаний, товаров, услуг, объектов природы) воспроизводит себя в сфере образования, игнорирующего экологическое воспитание, допускающего экзистенциальный вакуум, мгновенно заполняемый средствами массовой коммуникации. Средствами, как таковыми, а не целями и смыслами. Технические средства жизни, заполняя среду обитания, приобретают социальные статусные характеристики, соперничают в сфере престижности, власти, денег, т.е. в социальной среде современных учащихся. Бездумно внедряемые в образовательный процесс информационные и другие технологии ведут к опустошению духовного содержания индивидуального состояния, росту культурной энтропии, обеднения бытия.

Заданные природой параметры физической и психической жизни зачастую игнорируются ради социальных достижений учащихся, что приводит к болезням тела, стрессам, депрессиям, расстройствам личности учащихся. В масштабе же общества, состоящего из бывших учащихся к экологическим катастрофам антропогенного характера, терроризму, горячим точкам и т.д.

Контакт с природой как составляющая образовательной среды способствует развертыванию, раскрытию человеческого потенциала, коренящегося в природе человека. В процессе взаимодействия с природой учащиеся опредмечивают свои сущностные силы. Интериоризация действий с природными объектами, особенно с объектами живой природы задействует естественные природные составляющие человеческой психики, позволяет индивиду идентифицироваться с самим собой найти свое адекватное место в социуме и природе. Это позволяет в дальнейшем воспроизводить естественность природы при создании условий жизни, среды обитания, как источника жизни, здоровья и материальных благ, опредмечивая человеческую сущность в производимых технических объектах, технологиях, социальных, политических и других отношениях.

Внедрение живой и неживой (косной) природы в образовательный процесс, контакт учащихся с природой создает условия интериоризации от внешнего плану к внутреннему, в соответствии с позицией Л.С. Выготского, принципов существования живого, формирует экологическое сознание, экологическое мышление, экологический образ жизни. Экологическое сознание ориентирует деятельность преобразования среды обитания (природной, социальной) в соответствии с человеческой сущностью, создавая человеческие условия существования. Экологическое сознание структурирует единый природный и общественный мир, превращает отношение человека к природе в отношение человека к другому человеку и самому себе. Контакт с природой обращает человека к его человеческим «экзистенциалам» свободы, ответственности, заботы, трагизма и торжества жизни, и поиску ее смысла, тревоги и мужества стать зрелой и творческой личностью.

Современная образовательная среда является частью социальной среды, несет на себе неизгладимый отпечаток целого. Доминирующее потребительское отношение не только к природе, но и к самому себе приводит, в худших случаях, к тому что ученик воспринимается как вещь с заданными свойствами, низводится до роли инструментального средства проведения урока, при этом весьма несовершенного. Либо ученик преобразует свою природу, чтобы соответствовать требованиям школы (при этом весьма локальным, не гарантирующим ему в дальнейшем социальную успешность, психическую дееспособность и устойчивость), либо его ожидает перспектива оттеснения, снижения самооценки, беспомощности или ее обратной стороны агрессивности. И то и другое – это нереализованный неимманентными человеческой природе условиями образовательной среды, психический потенциал. Преобразование человека в границах инструментального средства в процессе реализации неэкологичных педагогических технологий, чревато кризисом его природы. Технологии кризисного общества ведут к кризису человеческую природу. Отчуждаясь от природы человек отчуждается о своей собственной сущности. Это результат доминирования социализации над экологизацией личности.

Разбалансированность отношений человека с социальной и природной средой в быстро меняющихся условиях привела к поиску устойчивых форм жизни, адекватных современной реальности. Как показали опросы родителей учащихся школ города Новомосковска, стихийный поиск новых форм жизни основывается на активном освоении и использовании в жизнедеятельности систем, методов, технологий адаптации и развития человека, возникших в разных цивилизациях, культурах, странах при доминировании отечественных. Это составляющие экологического образа жизни. В него включается рациональное питание, использование фитотерапии, анималотерапии, других способов оздоровления и развития, использование приемов саморегуляции психики (без фармацевтических препаратов). Спокойное, устойчивое поведение, мотивированное соблюдение нравственных норм, развитие умения жить в гармонии на работе, дома, а природой, обществом. Очевидно, это может быть ориентиром в создании экологичной образовательной среды. К этому можно добавить ориентацию в воспитательной сфере на доминирование ценностей духовно-нравственного и интеллектуально-информационного характера при разумном ограничении материальных потребностей, сочетание рациональных и интуитивных способов познания и организации жизни, высокий уровень толерантности, понимание многомерности и сложной многоуровневой структуры взаимодействия с природой, космосом, обществом.

Продуктивное взаимодействие с природой, умение находить компромиссные решения, адекватное восприятие и передача информации в жизненном пространстве предполагает формирование экологической компетентности учащихся, как интегративного качества, соединяющего в себе ценностное понимание жизни, экологические знания, субъективную способность к самоопределению, умение создавать и осуществлять экологически чистые технологии в разных сферах деятельности.

Целью функционирования экологически ориентированной образовательной среды является формирование адекватной собственной природе личности, повышение экологической инкультурированности индивида, позволяющих ему свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю систему жизнедеятельности.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 07-06-00574а.


Назад к списку