Последние конференции
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности, образовании и экологии
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности и экологии
- Современные проблемы экологии
- Экологические проблемы окружающей среды, пути и методы их решения
- Экология, образование и здоровый образ жизни
Формирование у будущего учителя целостного педагогического знания средствами электронного учебника
Т.Н. Райских
Барнаульский государственный педагогический университет,
г. Барнаул
Формирование у будущих учителей профессиональной картины мира требует поиска оптимальных средств решения этой задачи. Усиливающаяся в настоящее время тенденция информатизации образования предоставляет для этого дополнительные возможности. Анализ научных публикаций и результаты проведенного нами теоретико-экспериментального исследования убедительно свидетельствуют о том, что подобными возможностями располагает электронный учебник по педагогике, в основе проектирования которого положены идеи интеграции содержания образования, системной организации общепрофессиональных знаний, их качественное преобразование, методологическая и технологическая емкость. При использовании электронного учебника в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей появляется не только возможность, но и объективная необходимость реализовать на качественно новом уровне идеи системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала. Программная реализация разработанного нами электронного учебника основана на принципах интегративности, нелинейности, модульности, мультимедийности, интерактивности, структурированной избыточности, включая многоуровневость и многоаспектность содержательного и деятельностного компонентов, взаимосвязано обусловливают возможность системного представления общепрофессиональных знаний.
Гипертекстовая структура электронного учебника дает возможность быстрого доступа пользователя к информационным фрагментам, имеющим различное ценностно-смысловое содержание, отражает взаиморасположение и связь этих фрагментов, обеспечивает их системное взаимодействие. В основу проектирования содержания гипертекста электронного учебника положена идея о взаимосвязи и взаимозависимости различных областей науки и культуры, границы между которыми не абсолютны. «Интеграция всех сфер сознания есть категориальный императив интеграции всех областей науки и искусства, происходит не слияние, а взаимодействие, взаимопоглощение разных областей науки в интересах совместного решения комплексных проблем обучения, воспитания и развития, каждая из которых изучается специальной научной дисциплиной лишь в каком-либо одном аспекте» [1, с.69]. Гипертекстовая структура электронного учебника интегрирует межпредметные взаимосвязи психолого-педагогических, гуманитарных и методических дисциплин в максимальную степень единства. Результатом освоения студентом системно организованного гипертекста является целостное осознание, понимание и переживание смысла и целей педагогической деятельности как человекосозидательной, методологическая готовность к ее осуществлению. Электронный учебник позволяет студенту самостоятельно осуществлять процесс развертывания знаний, осваивать структуру смысловых связей, последовательность между которыми раскрывает механизмы развития и функционирования изучаемого объекта как целого. Такая логика развития требует усвоения знаний в тех видах и формах, которые адекватны самой профессиональной деятельности будущего учителя.
Конструирование электронного учебника на основе технологии мультимедиа позволило нам представить его содержание в различных формах (текст, звуковое сопровождение, компьютерная графика, фотоизображения, цифровые видеоматериалы, анимация и др.). Мультимедийные компоненты электронного учебника воссоздают содержание общепрофессиональных знаний в качестве комплексной (синтезированной) информации, развивают способность студентов к мнультисенсорному (многочувственному) восприятию, анализу и синтезу учебного материала, оказывают значительное эмоционально-чувственное воздействие на ценностно-смысловую сферу, создают «эффект присутствия», сопричастность будущего учителя с актуальными проблемами современной школы. Восприятие и переосмысление учебного материала осуществляется на более высоком уровне психической активности, что способствует глубокому и системному усвоению знаний.
Человеческая психика представляет собой синтез интеллектуального и эмоционального (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.). Этот факт позволяет нам осуществлять формирование целостного педагогического знания будущего учителя на основе эмоционального компонента, который ярко реализуется при использовании в учебном процессе электронного учебника.
Сочетание звуко-зрительного образа, демонстрация цифровых видеоматериалов с определенной целевой установкой создают предпосылки для повышения эмоциональности учебного процесса, эффективности усвоения педагогических понятий, законов, развития педагогического мышления, а также вносят новое смысловое содержание в учебно-профессиональную деятельность будущих учителей. Реализация принципа наглядности на качественно новом уровне, демонстрация предметов и педагогических явлений реальной действительности позволяет будущему учителю обнаруживать различия и сходство между исследуммыми объектами, определять их общие характерные черты, актуализировать имеющиеся знания и жизненный опыт, обобщать свои наблюдения, формулировать законы и правила, которым подчинены эти педагогические явления. «Переработанные» и осмысленные впечатления превращаются в понятия и абстрактные обобщения, знания приобретают личностный смысл.
Электронный учебник по педагогике ориентирован на продуктивную, творчески-исследовательскую самостоятельную деятельность. Если в образовании в основном осуществляется переход от незнания к знанию, то в самообразовании - наоборот: от знания - к незнанию. Сам процесс самообразования - это систематическое разрушение, преодоление самодостаточности достигнутого образовательного уровня [2]. Осмысление проблемных вопросов, оценивание нетрадиционных подходов современной практики в решении конкретных профессиональных задач, сравнение противоположных точек зрения, непрерывный «диалог» студента с электронным учебником активизирую процессы смыслотворчества. На страницах учебника нашли отражение взгляды современных исследователей и педагогический опыт прошлого, представлен ретроспективный и системный анализ актуальных педагогических проблем, графическая динамическая наглядность различной степени абстракции (диаграммы, схемы, таблицы, графики и т.п.), являющаяся средством обобщения, конкретизации и детализации профессионально-педагогических знаний, отражена атмосфера школьной жизни. Взаимодействуя с электронным учебником, будущий учитель имеет возможность наблюдать документальные кадры из жизни современной школы, фрагменты уроков учителей-практиков, педагогов-новаторов (С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина и др.), переживать с героями отечественного кинематографа, приобщаясь к внутреннему миру ребенка через механизм сопереживания, роль которого до сих пор в полной мере не оценена ни теорией, ни практикой современной науки.
Таким образом, электронный учебник по педагогике обеспечивает единство многообразного, дифференцированного знания, формирует целостность мировоззрения, его устойчивость за счет внутренних методологических связей, системное мышление выпускника педвуза. Мультимедийное содержание обеспечивает целостное представление педагогических знаний, установление структурно-функциональных связей между фрагментами учебного текста, реализуемых при помощи гипертекстовых связей. Взаимодействие будущего учителя с электронным учебником приводит к росту интегративности, практической применимости и концептуальности знаний, обнаруживает новые источники формирования целостной профессиональной картины мира.
Список литературы
1. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования / И.Ю. Алексашина. – СПб., 1997. – 157 с.
2. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика / Б.Г. Матюнин. - М.: Школа-пресс, 1994. - 189 с.