Формирование у будущего учителя целостного педагогического знания средствами электронного учебника

Т.Н. Райских
Барнаульский государственный педагогический университет,
г. Барнаул


Формирование у будущих учителей профессиональной картины мира требует поиска оптимальных средств решения этой задачи. Усиливающаяся в настоящее время тенденция информатизации образования предоставляет для этого дополнительные возможности. Анализ научных публикаций и результаты проведенного нами теоретико-экспериментального исследования убедительно свидетельствуют о том, что подобными возможностями располагает электронный учебник по педагогике, в основе проектирования которого положены идеи интеграции содержания образования, системной организации общепрофессиональных знаний, их качественное преобразова­ние, методологическая и технологическая емкость. При использовании электронного учебника в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей появляется не только возможность, но и объективная необходимость реализовать на качественно новом уровне идеи системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала. Программная реализация разработанного нами электронного учебника основана на принципах интегративности, нелинейности, модульности, мультимедийности, интерактивности, структурированной избыточности, включая многоуровневость и многоаспектность содержательного и деятельностного компонентов, взаимосвязано обусловливают возможность системного представления общепрофессиональных знаний.

Гипертекстовая структура электронного учебника дает возможность быстрого доступа пользователя к информационным фрагментам, имеющим различное ценностно-смысловое содержание, отражает взаиморасположение и связь этих фрагментов, обеспечивает их системное взаимодействие. В основу проектирования содержания гипертекста электронного учебника положена идея о взаимосвязи и взаимозависимости различных областей науки и культуры, границы между которыми не абсолютны. «Интеграция всех сфер сознания есть категори­альный императив интеграции всех областей науки и искусства, проис­ходит не слияние, а взаимодействие, взаимопоглощение разных облас­тей науки в интересах совместного решения комплексных проблем обучения, воспитания и развития, каждая из которых изучается специ­альной научной дисциплиной лишь в каком-либо одном аспекте» [1, с.69]. Гипертекстовая структура электронного учебника интегрирует межпредметные взаимосвязи психолого-педагогических, гуманитарных и методических дисциплин в максимальную степень единства. Результатом освоения студентом системно организованного гипертекста является целостное осознание, понимание и переживание смысла и це­лей педагогической деятельности как человекосозидательной, мето­дологическая готовность к ее осуществлению. Электронный учебник позволяет студенту самостоятельно осуществлять процесс развертывания знаний, осваивать структуру смысловых связей, последовательность между которыми раскрывает механизмы развития и функционирования изучаемого объекта как целого. Такая логика развития требует усвоения знаний в тех видах и формах, которые адекватны самой профессиональной деятельности будущего учителя.

Конструирование электронного учебника на основе технологии мультимедиа позволило нам представить его содержание в различных формах (текст, звуковое сопровождение, компьютерная графика, фотоизображения, цифровые видеоматериалы, анимация и др.). Мультимедийные компоненты электронного учебника воссоздают содержание общепрофессиональных знаний в качестве комплексной (синтезированной) информации, развивают способность студентов к мнультисенсорному (многочувственному) восприятию, анализу и синтезу учебного материала, оказывают значительное эмоционально-чувственное воздействие на ценностно-смысловую сферу, создают «эффект присутствия», сопричастность будущего учителя с актуальными проблемами современной школы. Восприятие и переосмысление учебного материала осуществляется на более высоком уровне психической активности, что способствует глубокому и системному усвоению знаний.

Человеческая психика представляет собой синтез интеллектуального и эмоционального (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.). Этот факт позволяет нам осуществлять формирование целостного педагогического знания будущего учителя на основе эмоционального компонента, который ярко реализуется при использовании в учебном процессе электронного учебника.

Сочетание звуко-зрительного образа, демонстрация цифровых видеоматериалов с определенной целевой установкой создают предпосылки для повышения эмоциональности учебного процесса, эффективности усвоения педагогических понятий, законов, развития педагогического мышления, а также вносят новое смысловое содержание в учебно-профессиональную деятельность будущих учителей. Реализация принципа наглядности на качественно новом уровне, демонстрация предметов и педагогических явлений реальной действительности позволяет будущему учителю обнаруживать различия и сходство между исследуммыми объектами, определять их общие характерные черты, актуализировать имеющиеся знания и жизненный опыт, обобщать свои наблюдения, формулировать законы и правила, которым подчинены эти педагогические явления. «Переработанные» и осмысленные впечатления превращаются в понятия и абстрактные обобщения, знания приобретают личностный смысл.

Электронный учебник по педагогике ориентирован на про­дуктивную, творчески-исследовательскую самостоятельную деятельность. Если в образова­нии в основном осуществляется переход от незна­ния к знанию, то в самообразовании - наоборот: от знания - к незнанию. Сам процесс самообразова­ния - это систематическое разрушение, преодоле­ние самодостаточности достигнутого образова­тельного уровня [2]. Осмысление проблемных вопросов, оценивание нетрадиционных подходов современной практики в решении конкретных профессиональных задач, сравнение противоположных точек зрения, непрерывный «диалог» студента с электронным учебником активизирую процессы смыслотворчества. На страницах учебника нашли отражение взгляды современных исследователей и педагогический опыт прошлого, представлен ретроспективный и системный анализ актуальных педагогических проблем, графическая динамическая наглядность различной степени абстракции (диаграммы, схемы, таблицы, графики и т.п.), являющаяся средством обобщения, конкретизации и детализации профессионально-педагогических знаний, отражена атмосфера школьной жизни. Взаимодействуя с электронным учебником, будущий учитель имеет возможность наблюдать документальные кадры из жизни современной школы, фрагменты уроков учителей-практиков, педагогов-новаторов (С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина и др.), переживать с героями отечественного кинематографа, приобщаясь к внутреннему миру ребенка через механизм сопереживания, роль которого до сих пор в полной мере не оценена ни теорией, ни практикой современной науки.

Таким образом, электронный учебник по педагогике обеспечивает единство многообразного, диф­ференцированного знания, формирует целостность мировоззре­ния, его устойчивость за счет внутренних методологических связей, системное мышление выпускника педвуза. Мультимедийное содержание обеспечивает целостное представление педагогических знаний, установление структурно-функциональных связей между фрагментами учебного текста, реализуемых при помощи гипертекстовых связей. Взаимодействие будущего учителя с электронным учебником приводит к росту интегративности, практической применимости и концептуальности знаний, обнаруживает новые источники формирования целостной профессиональной картины мира.

Список литературы

1. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования / И.Ю. Алексашина. – СПб., 1997. – 157 с.

2. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика / Б.Г. Матюнин. - М.: Школа-пресс, 1994. - 189 с.


Назад к списку