Применение информационных технологий для целей анализа финансового состояния санаторно-курортных предприятий

Ю.Н. Лукьянова
Черноморская гуманитарная академия,
г. Сочи


В условиях возрастающей конкуренции и в то же время нерентабельности большинства санаторно-курортных учреждений г. Сочи требуется принципиально иной подход к организации их деятельности. В отличие от большинства зарубежных черноморских курортов (за исключением Крыма) город Сочи является приморским бальнеологическим (бальнеоклиматическим) центром. К преимуществам, которыми обладает Сочи по сравнению с другими курортами, относится лечение сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, заболеваний гинекологического и дерматологического профиля. Наличие морских и климатических ресурсов сочетается с таким природным фактором как минеральные воды. Имеются также запасы столовых минеральных вод. Гидроминеральные ресурсы позволяют обеспечить бальнеологическим лечением одновременно 500 тыс. человек. Однако используются эти ресурсы намного ниже своих возможностей. Фактическая рекреационно-туристическая емкость г. Сочи ограничивается не природным потенциалом, а совокупностью материальных и финансовых ресурсов, недостатками организации процесса их потребления.

На этом фоне остро обозначается необходимость использования на всех участках деятельности в сфере курортно-оздоровительных услуг информационных технологий для оперативного сбора, регистрации и обобщения информации, а также проведения экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности.

При разработке, внедрении и осуществлении этих задач ведущая роль принадлежит его информационной базе, основой которой является бухгалтерский учет, поскольку он, согласно действующему законодательству, обязателен для любой организации, имеет апробированную систему формирования учетных данных, в том числе и для целей управления, имеющий четко определенную систему, унифицированные правила, квалификационный и ответственный персонал.

Получение четкой, оперативной, точной информации пользователями, как внутренним, так и внешним немыслимо без внедрения в процесс оказания услуг информационных технологий, которые помогают усовершенствовать весь процесс бухгалтерского учета и контроля.

Так, например, Санаторий «Южное взморье» разработал, внедрил и успешно использует свою программу, которая охватывает все операции санаторно-курортной отрасли, в частности, используемые в данном санатории, с учетом особенностей оказываемых услугах.

В данной программе строение бухгалтерского баланса для внутреннего пользования таково, что основные части баланса (актив и пассив) и их статьи сгруппированы определенным образом, с учетом специфики деятельности санаторно-курортной организации. Это, на наш взгляд, необходимо для выполнения аналитических исследований и оценки эффективности финансовой деятельности предприятия. Для принятия эффективного управленческого решения руководитель финансовой службы и главный бухгалтер ориентируются на специализированный пакет. Основой пакета является база данных - компактно организованная система программ, написанная на специальном языке программирования. Она хорошо обрабатывает информацию, введенную в компьютер в табличной форме, и учитывает особенности функционирования и порядка формирования себестоимости отдельно взятой санаторно-курортной услуги.

База данных организована по принципу строчной записи: в каждой строке записаны числа и символы, соответствующие какому-то одному событию или расчету. Поэтому строки можно сначала выделить по номеру или признаку, а затем выбрать из них нужные сведения. Кроме того, нужные числа можно арифметически обработать для получения необходимой информации. Для обработки бухгалтерской информации и проведения анализа финансовой стратегии предприятия с помощью информационных технологий информация распределяется по счетам, отчетам и таблицам. Статьи актива располагают в зависимости от степени ликвидности (подвижности) имущества, т.е. от того насколько быстро данный вид актива может приобрести денежную форму. Разделы актива также строятся в порядке возрастания ликвидности. Пассив бухгалтерского баланса отражает источники финансирования средств предприятия, сгруппированные на определенную дату по их принадлежности и назначению. Для аналитических исследований и оценки структуры пассива все обязательства группируются в специальных формах по следующим признакам: юридической принадлежности (собственный и заемный капитал) и срочности возврата.

Агрегированный баланс используется для определения важных характеристик финансового состояния и расчета ряда основных финансовых коэффициентов, что оперативно осуществляется с помощью информационных технологий.

Однако существует проблема в организации учета заработной платы, в связи с этим организация использует параллельно с разработанным программным продуктом и программу «1С: Бухгалтерия», что требует дополнительных затрат не только денежных средств, но и временных затрат для синхронизации данных бухгалтерского учета данного сектора.


Для аналитических исследований статьи баланса объединены в отдельные таблицы и разбиты на специфические группы:

Актив

Обозначения

Пассив

Обозначения

1. иммобилизованные средства (внеоборотные активы)

F

1. источники собственных средств (капитал и резервы)

Ис

2.мобильные средства (оборотные активы)

Ra

2. кредиты и заемные средства

К

Запасы и затраты

Z

Долгосрочные кредиты и заемные средства

Кт

Дебиторская задолженность

Za

Краткосрочные кредиты и заемные средства

Кt

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

D

Краткосрочная задолженность

Rp

Баланс

В

Баланс

В

Поэтому на наш взгляд наиболее эффективно было бы использование программных продуктов «1С», как «Предприятие», так и «Финансовое планирование», которые также, как и программный продукт разработанный санаторием позволяют учитывать специфику деятельности предприятий санаторно-курортной отрасли и соответственно снижают затраты по его эксплуатации, при этом не снижая качества принятых управленческих решений.

Список литературы

1. Шуремов Е.Л. Информационные технологии финансового планирования и экономического анализа-2-е издание: Практич. пособие / Е.Л. Шуремов. – М.,ООО «1С-Паблишинг», 2003. – 195 с.

2. Ветитнев А.М. Маркетинг санаторно - курортных услуг: Уч. Пособие / А.М. Ветитнев. – М., «Медицина» 2001.


Назад к списку