Последние конференции
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности, образовании и экологии
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности и экологии
- Современные проблемы экологии
- Экологические проблемы окружающей среды, пути и методы их решения
- Экология, образование и здоровый образ жизни
Применение технологии активного проектирования в образовательном процессе
В.В. Тимофеева
Калининградский институт туризма
филиал Российской международной академии туризма,
г. Калининград
Современной образовательной «аксиомой» является следующее: система образования должна опережать развитие общества, чтобы специалисты были готовы решать не только сегодняшние проблемы, но и глобальные задачи будущего (Сластенин В.А., 1981).
Этим целям соответствует интеграция в образовательный процесс методов активного проектирования, где студенты являются творцами образовательного процесса - знаний, решений, информации. Делается упор на развитие способностей воображения и создания результата; взгляд на будущее; акцент на процесс выявления и устранения проблем; гибкий подход, обучение на ошибках.
Предлагаемая методика разработана на фундаментальных основах методологий: коучинга, бенчмаркинга, управления знаниями, системно-мыследеятельностного подхода, управления проектами.
На стадии вузовского образования целями проектной деятельности являются различные образовательные проекты, реализуемые в форме инновационных образовательных маршрутов (ИОМ), в рамках одной или нескольких учебных дисциплин.
В результате деятельностного подхода студенты в рамках проектов ИОМ выдают «реальные продукты» (интеллектуальный товар).
Принципиальная схема ИОМ включает следующие этапы: анализ ситуации и проблематизация студентов с учетом целей и тематики учебной дисциплины; самоопределение студентов и преподавателя, исходя из значимости изучаемой дисциплины; определение целей – лекционных и практических занятий, самостоятельных, контрольных, курсовых и выпускных работ; достижение сочетания и согласованности личных целей и целей учебной группы; изучение учебных дисциплин и параллельно – генерирование «Банка идей»; рабочие предложения студентов в рамках высказанных идей, их оформление в виде самостоятельной (контрольной или курсовой) работы; изыскание возможностей практической реализации проектов и идей.
Инновационные образовательные маршруты были разработаны и успешно опробованы для специалистов-управленцев по дисциплинам «Управление персоналом», «Менеджмент», «Организационное поведение» и другие в Балтийской Государственной Академии Рыбопромыслового флота, Калининградском институте туризма, Калининградском Государственном Техническом Университете.