Информационные технологии в сфере образования

И.В. Сергиенко
Уфимский филиал Современной гуманитарной академии,
г. Уфа


Организация образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий в настоящее время применяется во всех учебных заведениях в той или иной мере. Рассмотрим методы дистанционного обучения, реализуемые в настоящее время в системе очного и заочного обучения, которые базируются на использовании компьютерных коммуникаций в качестве технологической основы. Технология дистанционного обучения в дополнение к традиционному обучению на основе личного присутствия преподавателя в учебном процессе может использовать электронные семинары, видеоконференции, IP-консультации, которые могут внести полезный и мотивирующий аспект, как в очное, так и заочное обучение. Материал, освещенный на лекциях и консультациях, может дополняться и в ходе интерактивных занятий.

Студенты задают вопросы преподавателям, запрашивают дополнительную информацию или добавляют собственную, что ставится на обсуждение группы. Личные встречи могут быть продолжены на основе асинхронных телеконференций, дополняющих дискуссии по поднятым вопросам темами, которые не удалось обсудить.

Использование современных средств телевизионной связи для проведения таких телеконференций называют дистанционным обучением нового поколения или новой областью образования. Это обучение отличается от всех форм обучения, в том числе и заочных, направляя групповые занятия на формирование познавательной деятельности студентов.

Преимуществами компьютерной конференция является то, что дискуссия между сотнями обучаемых может направляться небольшим количеством преподавателей. Участники обмениваются мнениями в письменной форме. Поскольку не обязательно сразу отвечать на послание, есть возможность продумать, четко сформулировать и аргументировать свое выступление.

Участники имеют возможность не только запросить всю информацию по заинтересовавшему их вопросу, но и получить сведения о тех участниках, с которыми они хотели бы продолжать сотрудничество. Конференция может вестись одновременно по нескольким темам и на разных уровнях, с разными целевыми установками и способами получения информации. Таким образом, члены одной учебной группы могут реализовать индивидуальную программу саморазвития и действовать в русле своих интересов и возможностей. Такого уровня дифференциации другие образовательные системы обеспечить не могут.

Студенты обмениваются не только собственными суждениями, но и имеющимися в их распоряжении материалами, что снимает необходимость каждому выполнять весь объем действий по поиску нужной информации, экономит силы и время и формирует способности к сотрудничеству.

Техника телеконференций позволяет организовывать встречи учащихся и преподавателей разных регионов, независимо от их удаленности. Замена обычных дидактических средств мультимедиа технологиями расширяет информационные и операционные возможности участников этих конференций, позволяет получать информацию из многих источников и даже одновременно обучаться в нескольких вузах.

Появление таких моделей дистанционного обучения ведет к тому, что образование осуществляется не только на расстоянии, но и как бы независимо от определенного учреждения. Пока это вызывает немало трудностей, преодоление которых будет означать глубокие изменения в организационной структуре и психологии современного образования.

Телеконференции – один из нескольких альтернативных путей осуществления взаимодействия географически изолированных участников на расстоянии с помощью электронных средств, а многообразие доступных средств обучения должно отвечать многообразию потребностей студентов.

В последние годы все большее распространение получают четыре вида дистанционного образования, основанного на:

* интерактивном телевидении;

* компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных и глобальных);

* компьютерных телекоммуникационных сетях с использованием мультимедийной информации, в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием компьютерных видеоконференций;

* сочетании первого и второго.

В России как основное направление развития в последнее время получило использование компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы дистанционного образования. Положительный эффект этой основы для разработки разных моделей дистанционного образования, обусловленный их возможностями, проявляется в:

* чрезвычайно оперативной передаче на любые расстояния информации любого объема, вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической), хранении ее в памяти компьютера (электронная почта), достаточном количестве времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т. д.;

* создании активной оперативной обратной связи в ходе диалога с преподавателем или с другими участниками обучающего курса с помощью специальной мультимедийной информации;

* доступности различных источников информации, в том числе удаленных и распределенных по разным базам данных, возможности участвовать в многочисленных конференциях по всему миру через систему Internet, несложности работы с этой информацией;

* возможности организовывать совместные телекоммуникационные проекты, в том числе международные электронные конференции в разных режимах (реального времени, компьютерных аудиоконференций и видеоконференций), обмена мнениями с любым участником данного курса, преподавателем, консультантами, запроса информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции.

Один из вариантов дистанционного образования – это сочетание первых двух технологий: интерактивного телевидения и компьютерных глобальных телекоммуникаций. Он таит в себе большие возможности, позволяет по усмотрению преподавателя "собирать" обучаемых в условной аудитории и вступать с ними в визуальный контакт, давая необходимые пояснения, ведя контроль знаний обучаемых и т.д.

Аналогичный эффект достигается при использовании компьютерных видеоконференций. При этом возможности такой технологии расширяются, поскольку на экране можно получать не только изображение респондента и беседовать с ним, но и одновременно делать определенные вставки в виде фрагмента базы данных, мнения партнеров по дискуссии, статические изображения, графики и др.

Организация дистанционного образования в России на базе компьютерных региональных и глобальных телекоммуникаций (Internet) в настоящее время уже существует. В зависимости от экономических возможностей регионов технологической основой такого обучения являются: обмен текстовыми файлами; обмен текстовыми, графическими и звуковыми файлами; использование всех возможностей и информационных ресурсов Internet; использование разнообразных традиционных учебных материалов (печатных, звуковых, аудиовизуальных), а также средств новых информационных технологий.

Дистанционное образование устанавливает отношения нового, более тесного и благоприятного типа между учебными заведениями и их социальными партнерами. Современные технологии, основанные на использовании "дидактических свойств компьютера" позволяют оптимизировать и индивидуализировать учебный процесс при сохранении его целостности и в целом повысить качество подготовки специалистов.


Назад к списку