Проектирование образовательных технологий как необходимое условие модернизации образования

В.А. Буряк
Ростовский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ»,
г. Ростов-на-Дону


В условиях многомерных социально-экономических и ценностных изменений современной российской действительности существенно переоцениваются приоритетные цели и задачи профессионального образования. В системе высшего экономического образования на первый план выдвигаются задачи творческого и духовного развития студентов посредством целостной организации процесса обучения и самообразования на основе гуманистических ценностей и принципов общекультурного развития личности. Наряду с этим, актуализируются задачи индивидуализации вузовского обучения и дифференциации подготовки специалистов с учётом как потребностей обучающихся в социальном и профессиональном самоопределении личности, так и общественных целей самореализации специалиста.

Всё это создает особые педагогические возможности для проектирования и разработки современных личностно-ориентированных образовательных технологий в условиях целевой организации преподавателем учебной деятельности, реализующей задачи профессиональной подготовки будущих специалистов. С одной стороны, система профессионального образования в вузе объективно включает в себя ряд взаимообусловленных подсистем: общекультурного развития и воспитания, профессионального обучения и самообразования, самовоспитания и самосовершенствования личности. С другой, – специальная организация в вузе единого образовательного пространства в юношеский период жизни направляется на конкретизацию и преобразование ведущих мировоззренчески значимых мотивов, целей и потребностей у студентов. Для этого необходимо педагогическое влияние на их ценностные ориентации и профессиональные установки ближайшей и дальней жизненной перспективы, на формирование единства в содержании мировоззренческого сознания и деятельностно-поведенческих проявлений личности.

Конструктивность описания целей при технологическом подходе состоит в том, что цели обучения формулируются посредством описания наблюдаемых внешних действий обучаемого, которые он должен быть готов и способен выполнять после обучения и которые могут быть легко и однозначно опознаны преподавателем или каким-либо другим экспертом. Конструктивность такого описания состоит не только в том, что в нём содержится конкретный ответ на вопрос чему учить, но и в том, какими должны быть содержание и организация учебного процесса.

Таким образом, образовательная технология – это модель и реальный процесс осуществления целостной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий, как для педагога, так и для обучаемых.

Современная образовательная технология представляет собой целостную дидактическую систему, отвечающую следующим требованиям:

– при сохранении коллективных форм обучения предоставить студенту возможность персонализации обучения по оптимальной программе, в полной мере учитывающей его познавательные способности, мотивацию и личные предпочтения;

– способствовать оптимизации обучения через внедрение инновационных методов в широкую педагогическую практику;

– обеспечивать реализацию принципов обучения в учебном процессе (мотивация, актуализация цели деятельности и её планирование, оценка уровня усвоения деятельности, активности, познавательной самостоятельности);

– выступать средством реализации рефлексии, побуждающей студента к самостоятельному формированию системы знаний;

– учитывать характеристики педагогической среды, в которой будет проходить процесс обучения.

Внедрение смоделированной образовательной технологии в педагогическую практику предполагает решение следующих психолого-педагогических и научно-организационных проблем:

· конкретизацию целей путем изучения программных документов, выявления потребностей студентов в его профессиональной сфере и определения требований социального заказа;

· определение сфер деятельности будущих специалистов и аспектизацию процесса обучения;

· введение в содержание обучения творческого компонента в активной проектно-творческой деятельности, направленной на переход от формирования представлений о гуманистических ценностях к устойчивому личностному образованию в духовно-нравственной сфере;

· разработку критериев диагностики студентов, позволяющей количественно оценить сформированность определенных компетенций студентов;

· обеспечение педагогической поддержки в развитии у студентов определённых личностных качеств и адекватная педагогическая коррекция.

Нами определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность образовательной технологии:

· педагогическая поддержка личности студента, реализация акмеолого-развивающих условий обучения;

· профессионализация содержания образования и раскрытие его потенциальных возможностей;

· постоянная диагностика, основанная на критериях и социально-психологических показателях сформированности требуемых компетенций, предоставляющая возможность адекватно корректировать направленность учебно-познавательной деятельности и оказывать помощь в плане становления личности и самоутверждения студента в формирующихся личностных убеждениях и позициях.


Назад к списку