Оценка эффективности маркетинговой политики вуза в России и за рубежом

Е.В. Маркелова
Юргинский технологический институт Томского политехнического университета,
г. Юрга


Расширение международных связей, глобализация и увеличение интеграции оказали заметное влияние на сферу высшего образования. Повысилась конкуренция университетов в области привлечения новых студентов, как на национальном, так и на межнациональном уровне и, как следствие, увеличилась открытость университетов внешнему миру, появилась необходимость создавать и поддерживать собственную репутацию, а также распространять информацию о себе и собственных услугах потенциальным потребителям. Поэтому вузы активно стали использовать инструменты маркетинга. Особенно в сфере стратегии привлечения студентов. Но маркетинг в вузах гораздо более широкая область – это не просто стратегия, это маркетинговая политика. Что бы реализовать ее, необходима маркетинговая модель вуза. В идеальном случае она выглядит так:

  • Отдел мониторинга и информации = маркетолог
  • Отдел рекламы = специалист по рекламе
  • Отдел маркетинговых коммуникаций = специалист по PR
  • Отдел продаж и сервиса = менеджер
  • Центр содействия трудоустройству = менеджер

Если посмотреть на Российские вузы, то весь аппарат маркетинговой модели укладывается в одну приемную комиссию. В общем случае она занимается рекламой, акциями, сервисом. Остальные функции переданы другим подразделениям. Многие небольшие вузы и филиалы в маленьких городах, не могут позволить себе задействовать всю модель или же считают, что им это не нужно. Так же не все крупные вузы используют полностью и широко такой современный инструмент маркетинговых коммуникаций как Интернет представительство (сайт). На некоторых сайтах вузов нет даже элементарной информации для абитуриента.

Конечно вузы так же задумываются над тем, насколько эффективна их маркетинговая политика, какие мероприятия самые эффективные, а где вложенные силы и деньги не приносят реального результата. Именно оценка эффективности маркетинговой политики в целом и по конкретным направлениям дает четкую картину для управляющего звена вуза, куда и где стоит направить большие объемы финансирования и сосредоточить усилия, или же перейти на новый метод (подход) работы. На данный момент вузы оценивают результаты маркетинговой политики чаще всего подсчетом количественных показателей по общему количеству заработанных средств в ходе основной деятельности. Так же ведет количественный учет новых студентов. Некоторые вузы проводят исследования с целью определения, какой вид рекламы привлек студента посредством анкетирования. И результатом такого исследования может стать изменение видов и каналов рекламы, что соответственно изменит инструменты рекламы и бюджет. Вузы не отстают от новых веяний и многие используют современные средства. Но процент российских вузов использующих в своих маркетинговых коммуникациях такие средства работы с абитуриентами, как Skype, социальные сети, ICQ и другие не слишком велик. Но за рубежом это является обычной практикой.

Если в российских вузах дело обстоит так, то в иностранных учебных заведениях следующая картина. Зарубежные вузы по своей сути ориентированы на рынок. Они используют все возможности, что бы быть наиболее конкурентно способными. Поэтому маркетинг давно стал составляющей деятельности вузов. Но полнота использования маркетинговой модели вуза так же, как и в российских вузах зависит от удаленности от крупных городов и размера вуза.

Большинство исследований американских ученых экономистов посвящено тематике привлечения студентов из различных социальных слоев, возрастных групп, сексуальных меньшинств. Отечественные ученые занимаются исследованием маркетинговых стратегий вуза во взаимосвязи с рынком труда, выбора маркетинговой стратегии вуза и оценки ожидаемого от ее использования результата, так же это проблемы построения коммуникационной политики вуза. Поэтому проблема изучения оценки эффективности маркетинговой политики вуза является актуальной.

Для оценки маркетинговой политики предприятия существует много алгоритмов и моделей, которые помогают предприятию выстоять в конкурентной борьбе. В ходе исследования проблемы оценки эффективности маркетинговой политики вуза будет представлена информационная система, позволяющая каждому вузу выявить для себя свои сильные и слабые стороны в реализации маркетинговых мероприятий, что позволит им быть наиболее конкурентно способными.

Список литературы

1. Стратегия вуза: маркетинговый аспект – по материалам сайта http://www.marketing.spb.ru/lib-special/branch/ihe_strategy.htm.

2. Вузы охотятся на абитуриентов – по материалам сайта http://my- volga.ru/content/vuzy-okhotyatsya-na-abiturientov.

3. Поступательное движение – по материалам сайта http://www.hse.ru/news/1163609/19989280.html.

4. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. - М.: ИКФ "Омега-Л", 2002. - 656 с. 


Назад к списку