Последние конференции
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности, образовании и экологии
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности и экологии
- Современные проблемы экологии
- Экологические проблемы окружающей среды, пути и методы их решения
- Экология, образование и здоровый образ жизни
Модель информационной системы симуляции полета группы летательных аппаратов
И.В. Тявкин
ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет
культуры и искусств»,
Тамбовский филиал
г. Тамбов
Существующие авиа-симуляторы позволяют обучать, тренировать и переподготавливать летный состав военно-воздушных сил [1,2]. В таких системах пилот управляет виртуальным летательным аппаратом, выполняет определенные задания, чтобы развить навыки профессионального управления летательным аппаратом: выполнять маневры на виртуальном летательном аппарате любое количество раз; исправлять допущенные ошибки; опробовать различные варианты выполнения маневра при разных условиях; отрабатывать комплекс своих действий при разных нештатных ситуациях и т.д. [3].
Все существующие авиа-симуляторы не позволяют демонстрировать полет группы летательных аппаратов, которые выполняют различные фигуры пилотажа. Группа летательных аппаратов может выполнять как одну, так и несколько (следующих друг за другом) фигур пилотажа. Этим обусловлена актуальность разработки системы симуляции полета группы летательных аппаратов.
Концептуальная модель разработанной информационной системы симуляции полета группы летательных аппаратов представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Концептуальная модель информационной системы
Информационная система состоит из подсистем:
1) «Редактирование траекторий полета» - создает и редактирует траектории полета летательного аппарата (групп аппаратов);
2) «Визуализация полета летательного аппарата (группы аппаратов)» - визуализирует полет летательного аппарата (группы аппаратов) по заданной траектории с возможностью отслеживания хода полета из любой точки в виртуальном пространстве компьютера;
3) «Поиск в информационно-поисковой системе» - выдает на запрос пользователя текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию;
4) «Хранилище данных» - отвечает за размещение баз данных на физическом носителе и разграничение прав доступа к ним; организацию файловой системы хранения разных типов файлов, используемых другими подсистемами.
Разработанная информационная система относится к типу систем поддержки принятия решения пользователями [4-5]. Пользователями проектируемой информационной системы является летный состав военно-воздушных сил гражданской авиации. Цель информационной системы – используя начальные условия, построить траекторию полета летательного аппарата (группы аппаратов) с последующей визуализацией в трехмерном пространстве компьютера. Траектория полета описывает одну или комплекс взаимосвязанных фигур пилотажа [6-7].
Информационная система симуляции полета группы летательных аппаратов реализована на объектно-ориентированном языке программирования C#, с использованием XNA Game studio 3.1. Реализация баз данных осуществлена в системе управления базами данных Microsoft Access. Пользовательский интерфейс информационной системы симуляции полета группы летательных аппаратов включает следующие элементы: кнопки, надписи и графические изображения (рисунок 2).
Рис. 2. Интерфейс информационной системы
В левой области окна информационной системы расположены кнопки:
1. «Групповой пилотаж» - запуск подсистемы визуализации полета летательного аппарата (группы аппаратов);
2. «Информационно-поисковая система» - запуск подсистемы поиска информации в базах данных информационной системы;
3. «База данных» - добавление, редактирование и удаление записей из баз данных информационной системы;
4. «Редактор траекторий полета» - запуск подсистемы создания и редактирования траекторий полета летательного аппарата (группы аппаратов);
5. «Настройки» - параметры экрана (разрешение и полноэкранный режим);
6. «Помощь» - информация по работе в информационной системе;
7. «О программе» - информация об информационной системе;
8. «Выход» - завершение работе с информационной системой.
В качестве фона использовано изображение двух истребителей, летящих на допустимом расстоянии друг от друга.
Достоинством системы является то, что она позволяет создавать траектории полета и потом осуществлять их просмотр без затрат на топливо и другие ресурсы. Эта система наглядно демонстрирует то, как может группа летательных аппаратов выполнить фигуру пилотажа при различных условиях без прямого участия пилотов в пилотировании летательных аппаратов. Используя информационную систему, можно избежать ошибок в пилотировании группы летательных аппаратов и сохранить жизни пилотам. Аналогов такой системы нами пока не обнаружено.
Список литературы
1. Иранский авиатренажер для подготовки пилотов F-14 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://imp-navigator.livejournal. com112263.html. – Загл. с экрана.
2. Eurocopter открыл первый авиатренажер в Латинской Америке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://liveguns.ru/node/1005. – Загл. с экрана.
3. Официальный сайт симулятора http://www.lockon.ru.
4. Ларичев, О.И. Системы поддержки принятия решений. Современное состояние и перспективы их развития / О.И. Ларичев, А.В. Петровский // Итоги науки и техники. Сер. Техническая кибернетика. – Т.21. М.: ВИНИТИ, 1987. – С. 131–164.
5. Holsapple, C.W. Decision Support Systems: A Knowledge-based Approach / C.W. Holsapple, A.B. Whinston. – Minneapolis: West Publishing Co., 1996.
6. Лысенко, Н.М. Аэродинамика и динамика полета маневренных самолетов / Н.М. Лысенко. – М. Военное издательство, 1984. – 542 с.
7. Тявкин, И.В. База данных для хранения параметров выполнения фигур пилотажа / И.В. Тявкин // Современные наукоемкие технологии. – 2011. - №10. – С.32-33