Особенности оценки конкурентоспособности продукции тракторного машиностроения

М.Э. Фазлулина
МГТУ «МАМИ»,
г. Москва


Современная социально-экономическая политика страны определяет необходимость развития национального сельскохозяйственного производства.

Машинно-технологический комплекс сельского хозяйства имеет определяющее воздействие на объём, качество и экономические характеристики конечной сельскохозяйственной продукции. При решении задач повышения производительности труда в сельском хозяйстве, в первую очередь, необходимо совершенствовать применяемый парк машин.

В настоящий момент основа сельскохозяйственной отрасли в России - агротехнологии с невысокими результирующими параметрами, экстенсивные по вложению и отдаче знаний, капитала и материальных ресурсов. Это не позволяет национальному сельскому хозяйству быть конкурентоспособным на рынке продовольствия.

Отсутствие по целому ряду позиций техники конкурентоспособного отечественного предложения не позволяет эффективно реализовать преимущества современных агротехнологий и делает всё более востребованной на отечественном рынке импортную технику.

Сегодня высокая конкурентоспособность является приоритетной задачей развития как сельскохозяйственной, так и машиностроительной отраслей.

Прежде чем приступать к повышению конкурентоспособности, необходимо иметь представление о реально достигнутом уровне. Объективная оценка конкурентоспособности является важным источником информации для последующего улучшения качества техники, задавая, таким образом, направление развития. Также подобная оценка существенно облегчит выбор техники для покупателей. Подбирая технику для своих нужд, сельхозпроизводители ограничены, в основном, данными рекламных материалов, не отражающими в полной мере качества и приспособленность техники к определённым видам работ. Отсутствуют единые независимые методы оценки.

Процесс оценки конкурентоспособности в общем виде содержит основные этапы, схематично отображённые на рисунке.

Рассмотрим более подробно последовательность и общий порядок оценки конкурентоспособности продукции сельскохозяйственного машиностроения.

Первым этапом является определение целей и задач проводимого исследования. Иначе говоря, необходимо определить, кто и для чего будет использовать полученную информацию – производители тракторов для совершенствования технического уровня машин, продавцы техники для определения позиции относительно конкурентов, или потребители для подбора оптимальных средств выполнения конкретных агротехнических операций. Цели, в конечном итоге, влияют на метод оценки. Вместе с тем, чёткая формулировка целей оценки помогает сократить число сопоставляемых параметров.

Для продукции тракторного машиностроения, как и для любых сложнотехнических изделий, конкурентоспособность – неоднозначное и многофакторное понятие. Очень важен выбор ключевых параметров сравнения и оценки. Исходя из экономического значения понятия «конкурентоспособность», основным критерием является соотношение цены и качества.

Выбор и группировка оцениваемых показателей могут основываться на различных подходах к конкурентоспособности трактора. Однако непременно учитывают следующие характеристики: тяговые возможности (т.к. трактор – преимущественно тяговая машина), универсальность (способность сочетаться с большим числом навесных орудий), условия труда на рабочем месте оператора (показатели эргономики и безопасности), агротехнические качества машины, цена. Говоря о цене, необходимо помнить, что для трактора это не только стоимость самого изделия, но и экономические показатели, определяющие затраты на владение, что подразумевает топливную экономичность, расходы, связанные с ремонтом и потерей урожая при недостаточно высоких агротехнических способностях машины.

После того, как определена номенклатура показателей, методом экспертной оценки каждому показателю присваивается значимость, весомость в общей системе.

Конкурентоспособность - относительное понятие, т.е. определяется всегда путём сопоставления. Базой сравнения может являться сама потребность (в нашем случае, это степень соответствия возможностей трактора особенностям сельскохозяйственных работ, для выполнения которых он приобретается).

Для сопоставления можно использовать закреплённые в стандартах характеристики, однако такой подход весьма условен – нормативные показатели не всегда в состоянии отразить реальную ситуацию, ведь предполагается, что выпускаемый трактор должен соответствовать нормативным показателям, а характеристики лучших моделей могут опережать стандартные показатели.

Также в качестве эталона могут использоваться свойства лучшего образца-конкурента, в этом случае может использоваться метод бенчмаркинга, позволяющий ориентироваться на передовые достижения в машиностроительной отрасли. Важным условием является сопоставимость значений показателей оцениваемых тракторов и их аналогов. Сравниваемые модели тракторов должны быть сходны по назначению (сельскохозяйственные, лесные, промышленные и т.д.), типу движителя (колёсный, гусеничный), номинальному тяговому усилию.

Собранные данные по оцениваемым моделям необходимо привести к единообразному виду, качественные показатели переводятся в количественные (это касается эргономических и эстетических характеристик трактора).

На основе сгруппированных данных строится интегральный показатель конкурентоспособности трактора.

Заключительным этапом является анализ полученных результатов и разработка комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности исследуемых моделей.

В процессе оценки конкурентоспособности продукции тракторного машиностроения может возникнуть ряд затруднений.

Непрерывное расширение номенклатуры тракторных средств наряду с несовершенством существующих систем классификации ставит проблему сопоставимости тракторной техники при выборе аналогов для сравнения. Зачастую используются разные классификационные принципы, также признаки классификации представлены недостаточно комплексно. Отсутствие единообразия в описании характеристик тракторов затрудняет их оценку и сопоставление, особенно при определении уровня конкурентоспособности относительно зарубежных моделей.

Не менее серьёзным затруднением является отсутствие объективных данных по ряду показателей. Данные эксплуатационных испытаний по ряду отечественных моделей устарели. Это особенно актуально для таких свойств трактора, как эргономичность, безопасность и экологичность.

Выводы:

Оценка конкурентоспособности является комплексной и сложной задачей, требующей разработки обоснованных технических показателей тракторов и их потребительских качеств.

Параметры, оценивающие технический уровень сельскохозяйственных тракторов, должны наряду с общетракторными показателями включать и такие специфические параметры как агротехнические параметры и показатели универсальности. Основные требования к трактору определяются сельскохозяйственным процессом обработки культур.

Процесс оценки конкурентоспособности является трудоёмким, чтобы учесть все переменные необходимо наличие информации о характеристиках техники. Однако грамотная оценка конкурентоспособности трактора одинаково необходима и производителям, и потребителям, и продавцам сельскохозяйственной техники, поэтому она должна рассматриваться как закономерная часть процесса развития сельского хозяйства и машиностроения.

Список литературы

1. Ксеневич И.П., Парфёнов А.П., Либцис С.Е. Сельскохозяйственные тракторы нетрадиционных компоновок.- Минск, 1998. – 209с.

2. НПО НАТИ Методика оценки технического уровня и качества сельскохозяйственных тракторов, М.: 1986

Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года, М.: 2008

Назад к списку