Последние конференции
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности, образовании и экологии
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности и экологии
- Современные проблемы экологии
- Экологические проблемы окружающей среды, пути и методы их решения
- Экология, образование и здоровый образ жизни
Модель техногенной образовательной среды
Д.Р. Курмангалиев, Д.А. Ахметшин
Казанский государственный технологический университет,
г. Казань
Введение
Образование является важной частью в жизни и деятельности человека. Именно образование дает людям возможность развиваться, двигаться вперед и решать возникающие проблемы технического, философского и бытового уровня. Информационная глобализация общества привела к тому, что самый лучший педагог не может создать среду опережающего обучения без web-поддержки. Сеть играет роль постоянно развивающейся глобальной базы знаний.
На сегодняшнее время существует два основных вида обучения: 1) система подготовки основанной на «живой» технологии; 2) система подготовки основанной на дистанционной технологии (рис. 1).
Рис. 1. Две модели систем подготовки
Живая система позволяет преподносить знания в рамках аудиторного занятия, которое ограничено по времени и количеству обучаемых. Дистанционная система обучения позволяет преподнести знания большому количеству лиц при минимальных временных затратах. Предлагается совместить эти две системы для эффективного использования времени и учебных площадей, для усовершенствования образовательного процесса. Суть этого предложения заключается в создании электронного информационно-научного портала с дидактическими, научными и прочими видами материалов, который будет доступен всем сотрудникам и обучающимся лицам по беспроводному соединению посредством технологии Wi-Fi.
Предложенная виртуальная составляющая состоит из двух уровней:
1. Обучение с помощью электронных способов представления информации
2. Организационная система управления всем учебным процессом посредством беспроводного канала передачи данных
Функциональное предназначение и возможности
1. Информационная поддержка в организации обучения и в процессе профессиональной деятельности
2. Локальная социальная сеть
3. Дистанционные технологии обучения
4. Электронная приемная
5. Выход в Интернет
Рис. 2. Техническая схема системы
Плюсы при использовании электронного учебно-информационного портала образовательного учреждения с использованием беспроводного доступа:
· Возможность выложить избыточную образовательную программу, которая не помещается во временные рамки лекционных занятий
· Возможность объективно оценить уровень знаний студента с помощью электронного тестирования
· Наблюдение за активностью студента и его интересами в научной сфере
· Размещение справочной информации в электронном виде (расписания экзаменов, мероприятий, новости, объявления)
· Физическая эффективность (т.е. не нужно выделять огромные помещения под хранение литературы, а проблема с ограниченным количеством экземпляров книг в библиотеке не будет беспокоить пользователей)
· Высокая мобильность (пользователь может пользоваться порталом практически из любого места образовательного учреждения)
· Возможность обсуждения учебного процесса между пользователями системы в реальном времени
· Файловый обмен, хранение пользовательских учебных файлов.
· Использование современных технологий, имеющих широкое распространение во всех слоях общества
· Эффективность использования времени как студентами, так и сотрудниками образовательного учреждения
· Возможность объединения внутренней беспроводной сети с сетью Интернет для наиболее полного процесса получения информации и знаний
Рис. 3. Развитие классической и дистанционной модели обучения с помощью нового объединяющего метода
На рис. 3 индексом W1 обозначена область компетенции классической модели образовательного процесса. Индекс W2 охватывает область, в которой преимущества имеет дистанционный принцип подачи информации. А W3 является новым подходом к дистанционному и «живому» процессам образования, который качественно развивает принципы обучения, способы подачи информации и деятельность обучающихся. Зона пересечения всех областей образования создает новое пространство для развития образовательного процесса, которая будет актуальна в системе третьего поколения образования, даст возможность обучающимся с большей эффективностью осуществлять процесс повышения квалификации. Область пересечения даст большой толчок в развитии сферы образования и может стать весомой частицей в техногенной сфере.
Рис. 4. Схема информационной системы
Со временем планируется модифицировать данную информационную систему, создав систему дистанционного обучения в интеллектуальной форме, т.е. будет возможность для каждого студента подготовить индивидуальную программу того или иного предмета. Данный проект обещает быть очень полезным инструментом в образовательном процессе, поможет развить информационную инфраструктуру образовательных учреждений и дать фундаментальную основу для расширения всех возможных сфер жизни человека.
Список литературы
1. Нуриев Н.К., Фатыхов Р.Х. Проектирование семейства тестирующих оболочек для организации процесса обучения с мониторингом // Структурно-функциональные и методические аспекты деятельности университетских комплексов. – Казань: КГТУ, 2002. – С. 33-36.
2. Старыгина С.Д., Нуриев Н.К. Виртуальный кабинет как инструментальное средство преподавателя нового типа // Образовательная среда сегодня и завтра: Мат. V Всероссийской науч.-практ. конф. – М.: Рособразование, 2008. – С. 413 – 416.