Применение информационного и программного обеспечения при изучении дисциплины «Инженерная графика»

Н.В. Васина, С.В. Лобанова
Тульский государственный университет,
г. Тула


На современном этапе в связи с вводом новых государственных стандартов высшего образования происходят существенные изменения в педагогической теории и практике образовательного процесса, связанные с внедрением новых информационных технологий в высших учебных заведениях.

«Инженерная графика» является одной из основополагающих дисциплин при подготовке инженерных кадров для работы на современном производстве.

Внедрение стандартов нового поколения требует корректировки методики преподавания дисциплины с учетом внедрения в учебный процесс новых информационных технологий. При этом максимальный эффект достигается при комплексном использовании информационного и программного обеспечения – как объекта изучения, как эффективных средств инженерного проектирования и как новых образовательных технологий.

Длительное время информационное и программное обеспечение применялось лишь для контроля знаний студентов в виде тестирования.

Следующим шагом стало проведение лекций с использованием электронных презентаций, которые помогают преподавателю более наглядно преподносить учебный материал, повышают интерес студентов к изучению инженерной графики. Презентации можно применять как на лекционных, так и на практических и лабораторных занятиях.

Для сокращения времени на повторение изученного ранее материала и при изложении нового, удобнее применение слайд-фильма, который позволяет показать поэтапное решение задач.

Широкое распространение получили электронные учебники, которые студенты могут использовать самостоятельно как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения.

При изучении инженерной графики студенты имеют возможность воспользоваться сетевыми образовательными ресурсами, которые могут применяться в качестве дополнения к предлагаемому методическому обеспечению учебного процесса.

Актуальны в учебном процессе электронные задачники, которые позволяют сгенерировать комплекты индивидуальных графических заданий и экзаменационных билетов.

При проведении лабораторных занятий по инженерной графике используются различные системы проектирования: Mechanical Desktop, SolidWorks, AutoCAD, MiniCAD, КОМПАС. Это графические редакторы предназначены для автоматизации инженерно-графических работ. Системы изначально ориентированы на полную поддержку стандартов ЕСКД.

Важным моментом является выбор систем проектирования, которые будут использоваться в учебном процессе. Этот выбор определяется следующими факторами:

1. требованиями к знаниям и умениям, предъявляемым к выпускникам различных специальностей;

2. стоимостью и сроками внедрения системы проектирования в учебный процесс;

3. укомплектованностью всеми необходимыми в обучении модулями;

4. наличием методического обеспечения (учебники, пособия, методические указания, доступные электронные материалы);

5. соответствием характеристик аппаратного обеспечения требованиям, предъявляемым программным обеспечением.

Использование на занятиях систем проектирования позволяет сочетать в учебном процессе и новые компьютерные технологии, и традиционные педагогические методики, так как не следует забывать о том, что с внедрением и расширением сферы применения информационного и программного обеспечения потребность в инженерных знаниях не уменьшится. Компьютер в рассматривается только как инструмент чертежника, который обеспечивает современный уровень подготовки графической и текстово-графической документации, ее хранение, передачу и размножение.

Список литературы

1. Ефремов О.В. Информационные системы в науке, образовании и бизнесе: учебное пособие / О.В. Ефремов, П.С. Беляев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 124 с.

2. Информационные технологии в образовании/ Учебный курс. Разработчик курса: д.т.н. проф. Норенков И.П.// http://bigor.bmstu.ru.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е. С. Полат. - М.: изд. центр «Академия», 2000. – 272 с.

Назад к списку