Последние конференции
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности, образовании и экологии
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности и экологии
- Современные проблемы экологии
- Экологические проблемы окружающей среды, пути и методы их решения
- Экология, образование и здоровый образ жизни
Применение компьютерного моделирования при реконструкции ДТП
К.В. Подина, Е.М. Микулич, В.М. Волчков,
Н.М. Зотов, Д.Ю. Комаров
Волгоградский государственный технический университет,
г. Волгоград
Динамика автомобильного парка России характеризуется высокими темпами роста, а с ней в определенной степени возрастает и вероятность попадания участников дорожного движения в ДТП. В настоящее время для решения актуальной проблемы воссоздания картины ДТП создан ряд компьютерных пакетов. Данная работа посвящена краткому обзору и демонстрации использования демо-версии программы PC-Crash – одного из таких пакетов, с помощью которого работают частные фирмы, проводящие независимые автотехнические экспертизы ДТП. [1, 2]
Пакет PC-Crash предназначен для динамического моделирования движения транспортных средств (ТС) и реконструкции дорожно-транспортных ситуаций. [3] Он позволяет воссоздавать движение не только одиночного ТС, но и автопоездов. Моделирование возможно в различных дорожных условиях: при наличии участков с разными коэффициентами сцепления дорожного покрытия и уклонами поверхности, а также с учетом сопротивления воздуха (ветровой нагрузки). Важным достоинством программы является возможность определения скоростей движения ТС перед столкновением (на основании моделирования механизма столкновения) по известным исходным данным: месту столкновения, взаимному положению ТС в момент столкновения, конечным положениям после столкновения и т.п.При моделировании движения ТС учитываются, в частности, следующие их параметры: техническое состояние, загрузка, особенности конструкции, модель шин каждого колеса, параметры работы подвески, распределение нагрузки в ТС, время срабатывания тормозной системы, а также характеристики работы двигателя и параметры трансмиссии (ее передаточные числа).
В PC-Crash разработан инструмент «оптимизатор столкновения» для минимизации времени реконструкции и возможных ошибок. Он автоматически изменяет выбранное число параметров столкновения, сравнивая полученные результаты моделирования для каждой комбинации параметров с фактическим ДТП. Для каждого моделирования оптимизатор столкновения вычисляет полную ошибку, основанную на отклонениях между фактическими положениями и углами транспортных средств и теоретическими, полученными в процессе моделирования. В каждой последующей симуляции оптимизатор изменяет величины с целью минимизации полной ошибки. За несколько минут могут быть сравнены сотни различных комбинаций. [4]
Описываемый пакет PC-Crash был использован авторами (двое из которых являются студентами 4 курса факультета автомобильного транспорта) для проведения экспертизы при анализе реального случая ДТП, произошедшего в 2008 году в городе Волгограде между автомобилями Opel Vectra и ВАЗ-2107. По следам торможения и конечным положениям автомобилей были определены начальные скорости и характер движения транспортных средств. Результаты этого анализа в совокупности с дополнительными косвенными данными позволили с большой вероятностью восстановить реальный механизм развития ДТП. Полученные результаты совпали с результатами, полученными независимой судебной автотехнической экспертизой. Фрагмент этого анализа показан на рисунке 1.
Рис. 1. Реконструкция реального ДТП между автомобилями Opel Vectra и ВАЗ-2107
Задачи по исследованию движения транспортных средств без столкновения в данной программе сводятся к простейшему для оператора алгоритму решения. К примеру, рассмотрим задачу определения траектории движения центра вращения автомобиля при его торможении на поверхности дорожного покрытия с разными коэффициентами сцепления (некоторые колеса автомобиля попадают на обледеневший участок дороги). Решение получим в виде стандартной диаграммы PC-Сrash, показывающей, например, угол отклонения центра тяжести от первоначального положения в три этапа: выбор модели автомобиля из базы данных, задание различных коэффициентов сцепления с поверхностью движения относительно продольной оси автомобиля, запуск симуляции в программе. На рисунке 2 можно видеть постепенный занос автомобиля при таком торможении.
Рис. 2. Покадровая диаграмма заноса автомобиля
На основе этой задачи были проанализированы различные ситуации с объездом автомобиля и торможением при попытке избежать столкновения со встречным автомобилем. Одна из рассмотренных ситуаций проиллюстрирована на рисунке 3.
Рис. 3. Объезд автомобиля и торможение при попытке
избежать столкновения со встречным автомобилем на обледеневшем участке дороги
Подобные модели механизма развития ДТП могут быть использованы в качестве наглядного материала в учебном процессе студентов.
Расширение применения специализированных пакетов при проведении как экспертиз причин возникновения ДТП, так и анализа дорожных условий, способствующих их возникновению, существенно сокращает сроки их проведения при одновременном повышении качества экспертиз.
Список литературы
1. http://avtotrasolog.ru/component/option,com_frontpage/Itemid,1/
2. http://www.autorie.ru/aticles/1024/
3. http://www.pc-crash.com/
4. Cliff, W.E. Реконструкциядвадцатиустановленныхстолкновенийспомощьюоптимизатора PC-Crash/ W.E. Cliff // MacInnis Engineering Associates (MEA) Richmond, BC, Canada.- 2000