Пути реализации концепции экологического образования в «Невском институте управления и дизайна»

Горбунова Т.И., Русановский В.В., Саундерс О.В., Железнов И.А.
ЧОУ ВПО «Невский институт управления и дизайна»
Россия, г.Санкт-Петербург


Экология человека — комплексная эколого-социально-экономическая отрасль знаний, где все природные, социальные и экономические условия рассматриваются как одинаково важные составляющие жизни человека, обеспечивающие разные стороны его потребностей. Экология человека включает в себя весь спектр природных, социальных и духовных факторов.

Объектом антропо-экологического исследования является, не всякое взаимодействие человеческого организма со средой, а то, которое опосредовано сознательной, целесообразной, творческой деятельностью людей.

В концепции модернизации российского образования отражаются общенациональные интересы в сфере образования с учетом общих тенденций мирового развития, в котором информационный и образовательный факторы начинают приобретать доминирующий и системогенерирующий характер, как основные факторы устойчивого развития цивилизации и особое значение при этом приобретает экологическое образование, которое способствует формированию экологического (ноосферного) мировоззрения. Экологическое образование призвано воспитывать гражданскую ответственность, как перед собственным отечеством, так и перед обитаемым общим домом-планетой Земля.

Учитывая специфику подготовки специалистов в «Невском институте управления и дизайна» по специальностям и направлениям «Психология», «Коммерция» и «Дизайн» вопрос экологизации образования становится актуальным. Сегодняшний студент, который завтра станет менеджером, психологом, чиновником, преподавателем, дизайнером и т.п., должен обладать знаниями в области экологии, экологического менеджмента, экологического законодательства. Воспитание экологически грамотной личности, ее социализация в плане эколого-ориентированных проблем неизбежно входит составной частью профессиональной подготовки современного специалиста и, включает формирование экологического сознания и экологической культуры

Вопросы экологии должны рассматриваться не только в рамках дисциплины «Экология», преподаваемой в нашем институте, но и при изучении дисциплин общегуманитарного, социально-экономического, естественнонаучного циклов, таких как «Политология», «Социология», «Философия», «Правоведение», «Концепции современного естествознания», «Безопасность жизнедеятельности», «Экономическая география и регионалистика», а также при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин по направлениям и специальностям «Психология», «Коммерция» и «Дизайн».

В связи с заявляемой концепцией развития «Невского института управления и дизайна» предлагается в программах обучения по направлению «Психология», в рамках вузовского компонента, ввести курс «Социальная экология», по направлению «Коммерция (торговое дело)» ввести курс «Экономические основы экологии».

Экологическое направление дизайна может стать фактором, объединяющим человечество в рамках развития экологии среды обитания, экологизации человеческих отношений. Важным направлением в экологизации человеческих отношений становится развитие социально-ориентированного дизайна, направленного как на старшие, так и младшие возрастные группы, инвалидов, субкультурные меньшинства и т.п. Социально-ориентированный дизайн призван скорректировать ошибки природы, предлагая данным группам новое качество жизни.

Особую актуальность, в связи с этим, приобретает экологическое образование будущих дизайнеров, от которых во многом зависит формирование среды обитания человека, способ взаимодействия с миром природы. К сожалению, в данной момент экологической подготовке будущих дизайнеров,экологически-мотивированному аспекту проектирования, уделяется недостаточное внимание, будущие специалисты получают поверхностное представление об окружающей среде и ее влиянии на человека.. В связи с этим, в программы подготовки бакалавров, магистров и специалистов по направлению и специальности «Дизайн» необходимо включить вопросы экологической направленности. Это касается как блока общепрофессиональных, так и специальных дисциплин.

Целью дизайн-образования является формирование у студента гибкого, самоорганизующего творческого подхода, позволяющего ему решать любые, сложные проблемы как индивидуально, так и в коллективе, научить его мыслить категориями экономической культуры и экологии, мыслить проектными категориями «равновесия», соизмеряя их с примерами живой природы. 


Назад к списку