Последние конференции
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности, образовании и экологии
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности и экологии
- Современные проблемы экологии
- Экологические проблемы окружающей среды, пути и методы их решения
- Экология, образование и здоровый образ жизни
Методологические проблемы экологизации высшего образования
Горбунова Т.И., Русановский В.В.,
Саундерс О.В., Железнов И.А.
Северо-Западный государственный заочный
технический университет,
ЧОУ ВПО «Невский институт управления и дизайна»,
Россия, г. Санкт-Петербург
Решение проблем экологической безопасности современной России находится в прямой взаимосвязи с формированием определенного уровня экологического сознания и экологической культуры. Экологическая культура может рассматриваться как вектор гармоничного, «устойчивого развития», гарантирующий соответствие социальной деятельности природной среде, как некий идеал, основанием которого может стать экологически ориентированное мышление и мировоззрение, органически включающее в себя в качестве нравственного идеала стремление к согласованному развитию человека, общества и природы а также глубокое осознание самоценности и взаимозависимости природной и социальной среды обитания.
Развитие экологической культуры непосредственно связано с экологическим образованием. Экологическое же образование, в свою очередь, подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленное на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды, роль информационного и образовательного факторов начинают приобретать доминирующий и системогенерирующий характер, как основные факторы устойчивого развития цивилизации.
Система российского образования пытается ответить на вопрос, какими качествами должен обладать гражданин будущего российского государства. В условиях модернизации российского образования, в свете болонского процесса, меняется характер требований, предъявляемых к специалисту любого профиля и в этой связи, экологизация образования должна быть органичной частью системы образования в целом и выступать как подсистема общей системы непрерывного образования.
Наличие экологической подготовки становится одним из основных признаков профессионализма, эти знания становятся необходимыми для большей надежности при формировании бизнес-планов, составлении деловых прогнозов, принятии ответственных решений, для повышения доверия партнеров, клиентов и потребителей, а, следовательно, и повышения конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг.
В рамках преподавания дисциплин гуманитарного и естественно - научных циклов можно предложить для рассмотрения такие темы как: Экологические воззрения на различных этапах развития общества, Современный экологический кризис, Экология и философия информационной цивилизации, Основные сценарии человечества: биоцентризм и экоцентризм, Экологическая этика, Экологическое законодательство РФ и практика его применения, Экологические аспекты жизнедеятельности, здоровья и отдыха человека, Глобальные и региональные экологические проблемы, Международное экологическое сотрудничество, Экономическая политика и устойчивое развитие региона, Экологический бизнес и предпринимательство в регионе, Система налогообложений и инвестиционная политика в экологизации промышленного производства и использовании природных ресурсов, Экологический аудит, Экологический менеджмент, Экологические проблемы и последствия энерго и ресурсосбережения, Экологические проблемы транспорта, Экологический риск, Экологическое нормирование, Экологические преступления, Эколого-экономическая эффективность переработки отходов. Современные технологии оптимизации состояния окружающей среды и т.п.
Экологическая проблема не так давно стала осмысливаться, как проблема человека и, именно в этом ракурсе выдвигаются сегодня гуманитарные проблемы экологии и глобалистики и в первую очередь проблемы экологической педагогики, экологической психологии, философской антропологии. Рассмотрению теоретико-методологических проблем экологической психологии и педагогики, методикам и технологиям экологического образования и просвещения, праксису экологической психологии и педагогики, экопсихологическому подходу в организационном развитии, экологии информационных пространств, психологическому оружию и психологической безопасности и т.п. посвящаются, в настоящее время, всевозможные научные конференции. И необходимо, чтобы наиболее актуальные и интересные вопросы находили свое отражение в преподавании соответствующих дисциплин по специальности и направлению «психология».
Дизайн, существуя на границе природы и культуры, превращает природную данность в «трансформированное тело», организовывая пространство жизни человека. Обустраивая пространство своей жизнедеятельности, человечество изменяет стандарты жизни, разрушает окружающую среду, нарушает экологический баланс. Экологический дизайн не способен вернуть природу к ее «до культурному» состоянию, а формирует новую природность, которая позволяет сохранять равновесие между природой и культурой.
Экологическое направление в дизайне имеет свою историю и подразделяется на ряд направлений, среди которых необходимо выделить - экологический стиль в промышленности и на транспорте; в экстерьере (архитектурный, ландшафтный); в интерьере, в графике, костюме и, если, к этому добавить, экологически чистое питание и косметику на основе натуральных компонентов, то можно говорить об экологическом стиле жизни, который все более широкое распространение получает в Западной Европе и Америке, но, к сожалению, находится в зачаточном состоянии в России. Процесс создания практически любого объекта (системы или единичного предмета потребления) невозможен без осмысления его функции, процесса изготовления и утилизации с соблюдением экологического равновесия. Тем не менее, на сегодняшний день при подготовке дизайнеров в российской высшей школе экологически – мотивированному аспекту проектирования уделяется недостаточное внимание. В программы подготовки специалистов по направлению «Дизайн», во все профили необходимо включить вопросы экологической направленности, это касается как блока общепрофессиональных, так и специальных дисциплин. Рамки дисциплин «История культуры и искусства» и «История науки, культуры и техники» позволяют освещать достижения в области современной экологической архитектуры, новейшие энергосберегающие, ресурсосберегающие дизайнерски интересные объекты.
Как известно, основополагающая дисциплина при подготовке дизайнеров: проектирование. Проектируя средовые объекты, студент-дизайнер должен знакомиться с огромным многообразием потребностей личности, ее интересами и устремлениями, учитывать, взаимосвязывать, изучать весь комплекс факторов: социальных, культурных, технологических, экологических, обусловливающих решение проектной задачи.
Анализ программ подготовки специалистов как в зарубежных школах дизайна, так и в отечественных, позволяет сделать вывод, что имеется не малый задел, позволяющий в процесс обучения проектированию на всех стадиях вносить экологическую составляющую. Например, на стадии пропедевтики можно предложить задания на безотходную технологию материала и рациональное мышление; в дальнейшем, можно рекомендовать проектирование с использованием в качестве исходных компонентов формообразования - вторичное сырье, регенерируемые детали и узлы, отходы производства и т.п. Практическая реализация экологической направленности дизайнерского образования приведет к тому, что в учебном процессе будет решаться широкий спектр проблемных ситуаций и, в результате студенты будут нарабатывать навыки и знания по решению различных экологических проблем. Это могут быть как частные задачи, направленные на решение конкретных проблем экологической обусловленности того или иного проекта, выбора оптимального экологически чистого материала, так и более глобальные, связанные с высокой степенью технологической обеспеченности. Многоаспектность экологических объектов и решаемых задач вынудит студента не только применять весь комплекс знаний и умений, полученных на курсах общественных, технических и художественных дисциплин, но и обогащать эти знания, получать новые навыки.