Экологизация дизайн-образования в высшей школе России (компетентностный подход)

Горбунова Т.И., Русановский В.В., Саундерс О.В., Железнов И.А., Удодова И.Н.
ЧОУ ВПО «Невский институт управления и дизайна»,
Россия, г. Санкт-Петербург


Создание мирового сообщества с единым экономическим, политическим, образовательным и культурным пространством означает все более тесное взаимодействие стран мира, зависимость прогресса каждой страны от способности общаться с миром, навыков межкультурного общения и социального взаимодействия, в конечном итоге, от сближения образовательных систем разных стран и внедрения единых стандартов оценки результатов образования.Актуальность введения компетентностного подхода обусловлена как несоответствием потребностей рынка труда и качеством образования современных выпускников высшей профессиональной школы, так и подписанием Россией Болонского и Копенгагенского соглашений, которые определяют вступление нашей страны в общеевропейское образовательное пространство. Компетентностный подход - это единство теоретического знания и практической деятельности и универсальный язык для описания результатов образования на мировом уровне, это социальный заказ общества на грамотных профессионалов, способных проявлять активность в меняющихся условиях нового типа экономикиориентированной на самообразование и творческую деятельность, жизнетворчество личности.

Компетентностно-ориентированное профессиональное образование объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками - это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту целый пласт новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов. Эти новые требования, как оказывается, не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий.Анализ образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям и направлениям подготовки дизайнеров, существующих программ обучения, позволил выделить требования к умениям и личностным качествам (компетенциям) молодых специалистов, которыми они должны обладать, дополнительно к тем, что перечислены в ФГОС ВПО по направлению подготовки 072500 – Дизайн (квалификация (степень) «бакалавр» и «магистр»), чтобы стать экологически грамотным специалистом.

Блок общекультурных компетенций (перечень №1) необходимо дополнить следующими компетенциями:

- умение оценивать текущее состояние и уровень прогнозирования тенденций развития социально-экономических, экологических и общественно-политических проблем;

- владение методикой оценки и расчета экономической эффективности дизайнерской деятельности на основе анализа социальной и экономической ситуации, в которой осуществляется дизайн-проектирование;

- знание основных положений законодательства РФ и нормативных документов, регулирующих трудовую и профессиональную деятельность (трудовое законодательство, законодательные акты в области охраны окружающей среды, СНИПы и правила, законодательство в области охраны интеллектуальной собственности и авторских прав и т.д.);

Способность, готовность к

- проведению библиографической, информационно-поисковой, научно-технической работы с последующим использованием данных при последующем дизайн-проектировании, оформлении проектной документации;

В блок профессиональных компетенций (перечень № 2) необходимо внести следующие компетенции:

Способность

- анализировать огромное многообразие потребностей личности, ее интересы и устремления;

- учитывать при проектировании весь комплекс факторов, обусловливающих решение проектной задачи, социальных, культурных, технологических, экологических, эргономических и т.п.;

- мыслить категориями экономической культуры и экологии, проектными категориями «равновесия», соизмеряя их с примерами живой природы;

- применять теоретические знания, базовые представлениями об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы, об основах биологии человека и охране здоровья к задачам профессиональной деятельности;

Знание

- правовых основ исследовательских (проектных) работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования;

- комплекса функциональных условий, экологических, эргономических требований, влияние материала, конструкции и технологии производства на форму объекта проектирования;

- экологических принципов природопользования, экозащитной техники и технологии, экологических методов формирования городской и сельской среды, прогрессивных методов организации работ, современных экологических технологий, процесса выбора территорий и ее планировки, организации водоотвода, основ инженерной подготовки территорий, санитарного благоустройства;

- основ проектирования транспортной среды;

- природно-климатических условий, способствующих формированию светового, теплового и акустического климата и микроклимата, санитарно-гигиенических требований проектирования естественного и искусственного освещения, инсоляции и солнцезащиты;

- основ проектирования комфортной звуковой среды, расчета звукоизоляции, снижения шума в застройке и акустике залов;

- основных тепловых характеристик среды, теплового баланса и кондиционирования воздуха, теплового баланса, вентиляции и кондиционирования воздуха, отопления зданий и сооружений, основ энергосбережения;

- способов инженерной подготовки территорий садов, парков, инженерного оборудования ландшафтных комплексов в интерьерах и в городской среде, методов учета взаимодействия технических, экологических и природных факторов при проектировании;

- типологии форм архитектурной среды, факторов и компонентов ее формирования и эксплуатации, классификации форм оборудования и наполнения средовых объектов и систем, в том числе, экологических (органических объектов);

- особенностей проектирования отдельных видов среды, в том числе экосреды, интерьеров, открытых пространств, среды жилой, производственной, общественной, городской и специального назначения, интегральных форм среды;

- о новых функционально-технологических решениях интерьера и их конструктивном обеспечении, традиционных и современных конструктивных системах, трансформирующих ограждений и покрытий, конструкций специального и инженерного оборудования, безопасных в экологическом отношении;

- роли, места, современных тенденций использования отделочных материалов в совершенствовании средовой композиции, специфических характеристик элементов и приемов отделки в среде, комплексного использования отделочных и конструктивных, в том числе экологически чистых материалов, в композиции среды;

- знание национальных и эколого-социальных факторов формирования гармоничных ландшафтных комплексов, исторически и стилеобусловленных приемов проектирования;

- вариантов использования ландшафтных композиций в интерьерах и открытых средовых ситуациях, формирования микроклимата, совершенствование образа и т.п.;

- роли шрифтовых и абстрактно-декоративных композиций, суперграфики, артдизайна, декоративной организации пространственных структур, специфических форм оборудования и наполнения среды в решении задач зонирования и артикуляции средовых объектов, специфики применения визуальных коммуникаций и декоративных решений, органично вписывающихся в природную и искусственно созданную среду, выполненных из материалов не причиняющих вред здоровью человека и окружающей среде;

- экологических, эргономических, эстетических, прагматических, экономических требований при проектировании оборудования предметного наполнения и благоустройства предметно-пространственной среды;

- знание технических и технологических характеристик основных видов и типов оборудования, типологий конструкций, материалов, технологий, формообразований экологически чистых объектов среды, основ конструирования биомебели;

- особенностей проектирования электротехнических, энергосберегающих и ресурсосберегающих изделий и сантехники, оборудования рабочего места, с учетом экологических и эргономических особенностей;

- новых форм технологического оборудования, информационных, аудиовизуальных, светоцветовых систем оснащения интерьеров, обеспечения микроклимата, специального эксплуатационного оборудования;

- задач экоэргономики как науки о взаимодействии человека и окружающей его бытовых, технических, организационных и иных предметно-пространственных систем;

- методов экоэргономики и возможностей их использовании в средовом проектировании (в быту, на производстве, в городской среде, специфических видах систем: визуальных, информационных, систем управления);

Владение

- методами экоэргономического анализа средовых ситуаций и компонентов среды;

- методами экопроектирования оборудования и средств благоустройства средовых объектов и систем;

- основами экоэргономического проектирования в дизайне среды;

Общекультурные и профессиональные компетенции служат фундаментом, обеспечивающим выпускнику мобильность на рынке профессионального труда и подготовленность к дальнейшему продолжению образования. Адаптация выпускника к запросам динамично развивающего рынка труда обеспечивается широким общенаучным кругозором, глубокими знаниями в области мировой художественной культуры, владением методов профессионального дизайн-проектирования, информационными технологиями. 


Назад к списку