Правовое экологическое воспитание граждан через средства массовой информации

Русановский В.В., Железнов И.А., Удодова И.Н., Русановский Г.В.
Северо-Западный государственный заочный технический университет,
Россия, г. Санкт-Петербург


В нашей стране нередко нарушаются экологические права и законные интересы большинства жителей. Чуть ли не ежедневно СМИ сообщают о многочисленных экологических нарушениях, попирающих конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду.

В Российском Законе "О безопасности" (05 марта 1992 года) отражено, что к основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Согласовано закона, личность и ее жизненно важные интересы поставлены на первое место.

Закон этот был принят ранее действующей Конституции РФ, которая провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и что государство обязано их соблюдать и защищать. Многие граждане слабо знают свои экологические права и, в частности, право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 42): каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Нормы о праве на получение экологической информации содержатся во многих действующих российских законах. Так, в Конституции России (ст. 24 ч. 2) говорится об обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредст-венно затрагивающими его права и свободы.

Ст. 41 ч.3 Конституции РФ устанавливает, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет ответственность в соответствии с феде-ральным законом. Ответственность – административная, уголовная, предусмотрена в этих случаях КОАП и Уголовным Кодексом РФ, а также рядом федеральных законов.
В Федеральном Законе "Об информатизации, информации и защите информации" (20 февраля 1995 г.) среди основных направлений государственной политики в сфере информатизации названо создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан на основе государственных информационных ресурсов.

В ст. 10 Закона, прямо запрещено ограничивать доступ к законодательным и другим нормативным актам, устанавливающим права, свободы и обязанности граждан, к документам, содержащим экологическую, санитарно - эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, безопасности граждан и населения в целом.

Ст. 12 гарантирует равные права на доступ к информационным ресурсам государства, причем граждане не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Такой доступ, утверждается в данной статье, является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, а также за состоянием экологии и других сфер общественной жизни.

В ст. 13 содержится предписание этим органам осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод, обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Наконец, ст. 24 гарантирует защиту прав на доступ к информации. Отказ в нем либо предоставление заведомо недостоверных данных могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе, имеют право на возмещение понесенного им ущерба. А руководители и другие служащие, виновные в незаконном ограничении доступа, несут ответственность в соответствии с административным и уголовным законодательством.

Развитие рыночных отношений в Российской Федерации оказывает существенное влияние на развитие современного экологического права, экологических правоотношений и правового воспитания, что необходимо для развития гражданского общества в России.

В 2002 году был принят Закон «Об охране окружающей среды», который определяет задачи всего природоохранного законодательства РФ.

Таким образом, политическая, нравственная и правовая культура в настоящее время невозможна без правовой экологической культуры личности и общества в целом.

Осознание личной ответственности за любые вредные воздействия на окружающую среду есть мера ответственности каждого человека перед ныне живущими и будущими поколениями.

Из всего вышеперечисленного определяются основные направления деятельности на развитие правового экологического воспитания граждан:

- проведение просветительской деятельности в области правовых знаний об окружающей среде, экологии, формировании здорового образа жизни у широких слоев населения.

- пропаганда нравственности и правовой экологической культуры у детей и юношества.

- использование периодической печати (газет, журналов) и других средств массовой информации (телевидения, радио, кино); художественно-публицистической деятельности в формировании правового экологического воспитания.

- прогнозирование развития научно-технического прогресса, определение приоритетных направлений в развитии правового экологического образования.

- совершенствование междисциплинарных подходов в правовом экологическом образовании и воспитании.

- систематическое проведение мониторинга по правовому экологическому воспитанию в школах, средне-специальных и высших учебных заведениях и отражение результатов в СМИ.

- совершенствование научной и педагогической работы в области правового экологического воспитания (написание учебников, учебных пособий и т.д.).

- разработка предложений по совершенствованию законодательства и нормативных документов по экологии и экологическому воспитанию; оздоровлению окружающей среды. 


Назад к списку