Последние конференции
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности, образовании и экологии
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности и экологии
- Современные проблемы экологии
- Экологические проблемы окружающей среды, пути и методы их решения
- Экология, образование и здоровый образ жизни
Человек и природа
Зулхузин Т.И., Юраш О.В.
Стерлитамакский филиал
современной гуманитарной академии,
Россия, г. Стерлитамак
Природа является местообитанием человека и источником всех благ, необходимых ему для жизни и производственной деятельности. Человек – часть природы, её порождение, он может производить, только используя её ресурсы, и жить только в тех природных условиях (температура, давление, влажность, состав атмосферы и др.), к которым он генетически приспособлен.
Много лет стремясь покорить природу и господствовать над ней, человек неожиданно для себя оказался на грани экологической катастрофы. «Парниковый эффект», «озоновая дыра», «кислотные дожди», нехватка чистой воды и продуктов питания, сырьевые и энергетические кризисы, загрязнение Мирового океана – все эти проблемы встали перед человеком, грозя гибелью и требуя немедленного решения. Едва ли можно назвать в наши дни более важную глобальную проблему, чем рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. Её решение возможно только на основе экологических знаний.
Природопользование – это использование природных ресурсов, поэтому для понимания поставленной проблемы, первоначально остановимся на самих природных ресурсах. Природные ресурсы – это тела и силы природы, которые используются человеком для поддержания своего существования. К ним относятся солнечный свет, вода, воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые и всё остальное, что не создано человеком, но без чего он не может существовать ни как живое существо, ни как производитель. Они используются в качестве. Большой интерес для науки представляет деление природных ресурсов по признаку исчерпаемости.
К неисчерпаемым ресурсам можно условно отнести солнечный свет, атмосферный воздух, воду, энергию ветра, падающей воды и т.д. Однако важно не только количество, но и качество этих ресурсов. Таким образом, часть даже количественно неисчерпаемых ресурсов может стать непригодной для использования ввиду изменения своего качества под воздействием человеческой деятельности. Исчерпаемые природные ресурсы делятся на возобновимые, относительно возобновимые и невозобновимые. Невозобновимые ресурсы – это ресурсы, которые совершенно не восстанавливаются или восстанавливаются во много раз медленнее, чем используются человеком. К ним относятся полезные ископаемые, находящиеся в недрах земли. Использование этих ресурсов приводит к их исчерпанию. К относительно возобновимым природным ресурсам относят почву и природные ресурсы, которые обладают способностью к самовосстановлению, но процесс этот происходит в течение десятилетий и даже столетий. Возобновимые ресурсы – это ресурсы, способные к восстановлению через размножение или другие природные циклы (например, выпадение в осадок) за сроки, соизмеримые со сроками их потребления. К ним относятся растительность, животный мир и некоторые минеральные ресурсы, осаждающиеся на дно озёр и морских лагун. Человечество не может существовать, не используя природные ресурсы, не влияя на их количество и качество, а следовательно, не внося изменений в окружающую его природную среду. Эти изменения, связанные с деятельностью человека, называются антропогенными.
Процесс эксплуатации природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется природопользованием. Оно может быть рациональным (разумным) и нерациональным. Само понятие рациональности предполагает опору на разум и знания. Поэтому под природопользованием принимают также науку, разрабатывающую общие принципы осуществления всякой деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на них, которые помогут избежать экологической катастрофы.
В основе природопользования должны лежать экология и открываемые ею законы взаимодействия различных природных систем. Под рациональным природопользованием понимается изучение природных ресурсов, их бережная эксплуатация, охрана и воспроизводство с учётом не только настоящих, но и будущих интересов развития народного хозяйства и сохранения здоровья людей. К сожалению, современное состояние природопользования в большинстве случаев может быть охарактеризовано как нерациональное, ведущее к истощению (вплоть до исчезновения) природных ресурсов, даже восстановимых; загрязнению окружающей среды. Причин здесь много. Это и недостаточное познание законов экологии, и слабая материальная заинтересованность производителей, и низкая экологическая культура населения и др.
Очень важно сохранять видовое разнообразие живых организмов на Земле, говоря иначе – генофонда. Без этого невозможна эволюция биосферы в прогрессивном направлении, нет достаточного материала для экологического дублирования. С потерей видов навсегда теряются оригинальные свойства, которые можно было бы использовать в генной инженерии будущего.
За неполные 400 лет, в течение которых ведутся описания животного и растительного мира, полностью исчезли более 60 видов млекопитающих и более 90 видов птиц.
Большую опасность представляет хозяйственное освоение прежде заповедных территорий. Охраняемая площадь не может быть произвольно сокращена без нанесения вреда всему заповеднику в целом в силу действия некоторых экологических законов, в своей сущности гласящих, что уменьшение территории по сравнению с оптимальными размерами приводит к уменьшению количества видов и размеров отдельных особей, а в конечном итоге – к полной деградации заповедных экосистем.
Иногда естественное стремление человека к природе, если оно не базируется на воспитании бережного к ней отношения, может приносить трудно поправимый вред. Речь идёт о туризме. Там, где он хорошо организован, проложены маршруты, оборудованы стоянки, активно ведётся просветительская и информационная деятельность, туризм способствует экологическому воспитанию и оздоровлению населения, а также приносит многомиллионные доходы его организаторам, не причиняя слишком большого вреда окружающей среде.
К сожалению, в РФ больше развит «дикий» туризм, самодеятельный, слабо поддающийся регулированию, что ведёт к громадным экологическим и экономическим потерям, а иногда и к человеческим жертвам. Особенно большой вред наносят пожары, очень часто возникающие от неосторожного обращения с огнём. Без уделения достаточного внимания экологическому воспитанию населения с детских лет нельзя надеяться на реализацию даже самых научно обоснованных программ сохранения биосферы. Во многих случаях только внутренняя культура человека может остановить его от нанесения ущерба природе.
Только тогда, когда большинство людей поймёт, что экологическое преступление – это преступление, а не извинительный проступок, можно будет надеяться на благополучный выход из экологического кризиса. Итак, природопользование и проблемы его рационализации имеют множество аспектов, важнейшими из которых являются здравоохранительный, научно-технический, экономический, эстетический, юридический, заповедный. При этом каждый из них связан прямой и обратной зависимостями со всеми остальными, и потому эта проблема может быть решена только при более или менее одновременном решении каждого из составляющих её аспектов.
Без выделения достаточных финансовых средств и применения материальных стимулов в сфере природопользования, т.е. без решения экономических вопросов, не может быть решён ни один другой вопрос, будь то создание и содержание заповедников или разработка и внедрение безотходных технологий в производстве. Важнейшими направлениями экологизации научно-технического прогресса должны стать поиск таких путей развития цивилизации, которые обеспечивали бы возможность согласованной эволюции общества и природы; внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий; переход к чистым и неисчерпаемым источникам энергии.
Таким образом, природопользование – это сложная система, состоящая из множества взаимосвязанных сторон, и для его рационализации требуется соответствующий, системный, комплексный подход, изучающий и учитывающий эти взаимосвязи.
Список литературы
1. Сыткин К.М. Биосфера. Экология. Охрана природы Киев, Наукова Думка, 1987. – 341 с.
2. Никитин Д.П. Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек // М., Высшая Школа, 1980. «Экология, природопользование, охрана окружающей среды» Т.А. Дёмина // М., Аспект Пресс, 1996. «Экологический словарь» Б.А. Быков // Алма-Ата, Наука, 1988. «Природа и мы» М.Я. Лемешев // М., Советская Россия, 1989.