Утилизация энергосберегающих люминесцентных ртутьсодержащих ламп в московском регионе

Тимошин В.Н., Иванов В.В.
ООО НПП «ЭКОТРОМ»
Россия, г. Москва


Руководство России придает большое значение проблеме энергоемкости и энергосбережения во всех областях государственного хозяйствования: промышленности, сфере услуг, жилищном секторе. С целью снижения энергоемкости Федеральным законом от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ предусмотрен поэтапный переход на использование энергоcберегающих ламп взамен ламп накаливания. С 2011 года введен запрет на продажу ламп накаливания свыше 100 вт.

В общем объеме используемых в России светильников по данным на 2008 год на долю ламп накаливания приходилось 52 %. Остальное, за исключением галогенных ламп в количестве одного процента, составляли энергосберегающие ртутьсодержащие лампы. Это трубчатые линейные люминесцентные лампы низкого давления, используемые для освещения помещений (30 %), ртутные лампы высокого давления типа ДРЛ и ДНаТ, применяемые для наружного освещения (10 %) и энергосберегающие компактные люминесцентные лампы (6 %). Наибольший удельный вес в общем объеме продаж в 2009 году занимали светильники, использующие лампы накаливания и люминесцентные лампы, включая компактные лампы. Доля светодиодных составляла 4,5 %.

По данным таможенной службы РФ импорт компактных энергосберегающих ламп в 2009 году составлял около 62 млн. штук, а в 2010 году ввоз в нашу страну компактных энергосберегающих ламп достиг 167 млн. штук. Основным потребителем энергосберегающих компактных ламп является население – на его долю приходится около 70 % продукции. В связи с отсутствием организованных систем сбора, отработанные компактные люминесцентные ртутьсодержащие лампы выбрасываются населением вместе с мусором, загрязняя ртутью мусоропроводы, свалки и окружающую среду.

При содержании ртути в компактных энергосберегающих лампах около 2–7 миллиграммов, они также как и другие люминесцентные лампы, в которых содержится от 10 до 600 (лампы ДРЛ) миллиграммов ртути, представляют серьёзную угрозу для окружающей среды и человека при их разрушении, так как предельно допустимые концентрации ртути в атмосферном воздухе для населённых мест составляют 0,0003мг/м3. При разрушении ртутной лампы, содержащей 80 мг металла, образуется свыше 11 тыс. шариков ртути диаметром 0,01 см с общей суммарной поверхностью 3,53 см2. Этого количества, при условии полного испарения ртути, достаточно для того, чтобы загрязнить до уровня ПДК помещение объемом 300000 м3. И хотя в процессе эксплуатации лампы значительная часть парообразной ртути сорбируется стеклом и люминофором, тем не менее, значительное ее количество попадает в воздух.

Основное поражающее действие этого яда на человека наступает при вдыхании паров металлической ртути (в организме их задерживается примерно 80 %). Ртутные пары поражают клетки центральной нервной системы, другие органы и приводят к тяжёлым заболеваниям. Поэтому во многих странах мира и в России особое внимание уделяется созданию специальной системы утилизации ртутьсодержащих отходов, при которой последние изымаются из общего потока отходов и перерабатываются на специальных предприятиях. Анализ состояния программ сбора и переработки энергосберегающих ламп за рубежом указывает на то, что имеющиеся подходы в Евросоюзе, США и мире значительно отличаются и зависят от отношения к ним общества, месторасположения и финансовых возможностей:

- Это программа ответственности производителя за утилизацию электрического и электронного оборудования (WEEE в Европе, главным образом в Германии, в отдельных штатах США и странах Азии).

- Программы сбора в магазинах, спонсируемые розничной торговлей (например, IKEA и др.).

- Программы сбора, спонсируемые государством или коммунальными службами.

В России по действующему законодательству органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели и граждане обязаны обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. При этом, собственник того или иного товара (как юридическое, так и физическое лицо) несет ответственность за его утилизацию. (Федеральные законы №52-ФЗ от 30.03.1999, №7-ФЗ от 10.01.2002, №89-ФЗ от 24.06.1998).

В целом по стране, из отслуживших свой срок более 70 млн. ртутных ламп, ежегодно перерабатывается не более 40 %. Исключение составляют лишь некоторые районы страны, прежде всего, Московский регион, где перерабатывается до 85 % используемых ртутных ламп.

Такая ситуация определяется эффективностью организованной системы сбора и утилизации отработанных ртутных ламп, которая создавалась в 1990-х годах профильными департаментами Правительства Москвы во взаимодействии со специализированным предприятием - переработчиком ртутьсодержащих люминесцентных ламп Научно- производственным предприятием «ЭКОТРОМ».

На основе разработанных в НПП «ЭКОТРОМ» установок по обезвреживанию и разделению ламп на компоненты был создан производственный комплекс, включающий в себя маркетинговую и транспортную службу, аккредитованную аналитическую лабораторию и мобильную демеркуризационную службу по обезвреживанию как технологических (цеховых), так и городских ртутных загрязнений. В настоящее время созданы модификации оборудования, позволяющие перерабатывать энергосберегающие лампы различной формы и размеров – от небольших ламп для подсветки цифровой техники (диаметром 1-2мм) и фигурных энергосберегающих бытовых, до прямых ламп солярия от 2-х и более метров. Для перевозки люминесцентных ламп внедрены в практику специальные транспортные контейнеры. Были разработаны демеркуризационные комплекты для самостоятельного удаления населением ртутных загрязнений в бытовых условиях от разбившихся люминесцентных ламп и ртутьсодержащих приборов (термометров, тонометров и т.п.). Данные комплекты широко используются поисково-спасательными отрядами МЧС, жителями города, а также образовательными и медицинскими учреждениями.

В 1994 году в НПП «ЭКОТРОМ» была освоена промышленная переработка ртутьсодержащих люминесцентных ламп от предприятий и организаций города.

В 1996 году, в соответствии с распоряжением Правительства Москвы, был организован сбор люминесцентных ламп от учреждений образования и медицины.

С 1999 года департамент ЖКХ выступает заказчиком и финансирует организацию сбора и переработку отработанных люминесцентных ламп из жилищного комплекса через организованные пункты приёма в ДЕЗах.

С 2008 года освоена переработка компактных люминесцентных ламп и ртутьсодержащих ламп подсветки мониторов компьютеров и телевизоров.

Ежегодно в Москве собирается и перерабатывается около 8 – 8,5 млн. отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп. Из них 70 % ламп – из организаций и предприятий, 15 % - из жилищного комплекса, 10 % - из учреждений образования и 5 % - из лечебно-профилактических учреждений. На компактные люминесцентные лампы в 2010 году приходилось только 0,1 %. В основном, это отработанные лампы предприятий и организаций. Для организации и финансирования работ по сбору и переработке энергосберегающих люминесцентных ламп от населения 19 мая 2010 года Правительством Москвы было выпущено распоряжение № 949-РП «Об организации работ по централизованному сбору, транспортировке и переработке отработанных ртутьсодержащих люминесцентных и компактных люминесцентных ламп». В настоящее время жители города могут бесплатно сдать пришедшую в негодность энергосберегающую люминесцентную лампочку в ДЕЗ или управляющую компанию. В соответствии с Правилами, утвержденными Правительством РФ от 3 сентября 2010 года № 681, места сбора укомплектованы специальными контейнерами для прямых и компактных люминесцентных ламп, демеркуризационными комплектами для устранения возможных ртутных загрязнений и Инструкцией, разработанной предприятием «ЭКОТРОМ» и согласованной с Территориальным управлением Роспотребнадзора по городу Москве. Так как компактные люминесцентные лампы более хрупкие, чем обычные прямые трубчатые, то для их сбора рекомендованы легко переносимые небольшие контейнеры с полиэтиленовым вкладышем, обеспечивающим герметичность упаковки. Демеркуризационные комплекты снабжены подробной инструкцией, также согласованной с Роспотребнадзором. Всего по городу Москве организовано примерно 1000 таких пунктов приема энергосберегающих люминесцентных ламп, что недостаточно для многомиллионного мегаполиса. Созданию пунктов сбора люминесцентных ламп в местах так называемой шаговой доступности (например, в магазинах электротоваров и т.п.) препятствует ряд обстоятельств. Платить за утилизацию товара по действующему законодательству должен тот, кто его приобрел, то есть собственники товара - жители, а сбор и обращение с ртутьсодержащими отходами (отработанными люминесцентными лампами) могут осуществлять только лицензированная организация. Для создания в масштабах всей страны системы сбора вышедших из употребления энергосберегающих люминесцентных ртутьсодержащих ламп у населения, включающей в себя: возможность стимулирования жителей, удобное расположение пунктов сбора, достаточное количество перерабатывающих предприятий и транспортную логистику, необходимо в первую очередь законодательно решить вопрос финансирования утилизации отходов введением ответственности производителя за весь жизненный цикл товара. При наличии финансирования специализированные предприятия, имеющие лицензию, будут заинтересованы в организации пунктов приема энергосберегающих ламп в шаговой доступности для населения. В настоящее время в Государственной Думе и в Совете Федерации ведется активная работа по подготовке и принятию соответствующих изменений в природоохранное законодательство РФ.    


Назад к списку