«Экономика впечатлений» - инновационная ступень в повышении качества жизни

Иванова Т.Е.
Кубанский госуниверситет,
Россия, г. Краснодар


Развитие потребностей как индикатора качества жизни человека послужило поводом для возникновения новой «экономики впечатлений», в которой рассматриваются выгоды от товаров и услуг, как объектов, способных создавать различные впечатления на уровне физических ощущений или социально-психологических реакций. Рассмотренные в статье в качестве примера возможности комбинации впечатлений от оздоровительных SPA-услуг и дополнительных программ, усиливающих общий эффект, свидетельствуют об их инновационном характере

The development of needs as the indicator of the quality of the life of man served as occasion for the appearance of the new “economy of impressions”, in which are examined the benefits from the goods and the services as the objects, capable of creating different impressions at the level of physical sensations or sociopsychological reactions. Examined in the article as the example to the possibility of the combination of impressions from the health-improvement SPA- services and the additional programs, amplifying general effect, they testify about their innovation nature

Развитие цивилизации – это бесконечное и неустанное движение человечества в направлении повышения качества жизни: от удовлетворения элементарных физиологических потребностей и добывания пропитания с помощью простейших орудий труда – до попыток использования генных технологий как рычагов управления и власти над самой жизнью.

Качество жизни характеризуется системой различных показателей, в совокупности отражающих возможности и степень удовлетворения определенного набора материальных и духовных потребностей человека, уровнем благосостояния, а также наличием необходимой инфраструктуры, благоприятной экологической среды и прочих условий. Как в классической пирамиде Маслоу [1], так и в реальной жизни поколений развиваются и видоизменяются базовые и когнитивные (познавательные и эстетические) потребности человека. Среди базовых потребностей, иерархически располагаемых на разных ступенях пятиуровневой пирамиды, доминируют самые насущные - физиологические, без которых человек просто не может существовать (в пище, воде, тепле, сне, жилье, здоровье и др.), которые у среднестатистического гражданина удовлетворяются примерно на 85 %. Потребности, выступающие элементом адаптации в обществе, реализуются: в ощущении безопасности – примерно на 70 %; в любви и принадлежности – на 50 %, в заслуженном уважении – на 40 %, в самоактуализации – на 10 % .

По мере роста благосостояния и удовлетворения массовых потребностей на первый план выходят персонифицированные потребности. Гедонистические склонности человека приводят к тому, что, изменяется качественное выражение, масштабы и границы желаний, влияющих и на ценности жизни. В обществе постепенно, по образному выражению А.Кузнеца, "экономика ежовых рукавиц" сменяется "экономикой прихоти" [2]. При этом рынки чутко реагируют на новые потребности людей, предоставляя им максимальную свободу выбора. Сам процесс обновления и расширения спектра товаров и услуг носит массовый характер: постоянно возникают новые креативные сервисы и целые отрасли экономики, среди которых особое место следует отвести «новой экономике» или «экономике впечатлений», которые становятся предметом купли-продажи и как бренды открывают новые перспективы для экономического роста. Эта экономика, характерная обществу потребления, развивается потому, что люди, хотят и требуют новых впечатлений – развлекающих, эстетических, обучающих или, напротив, эскапистских, т.е. уводящих от реальности. Человек, интенсивно работающий и имеющий, благодаря цивилизации возможности сохранить начальный тонус для впечатлений, в том числе экстремальных, сполна их получает [2]. Одним из ярких примеров экономики впечатлений являются различные виды культурного туризма, в том числе оздоровительного. Впечатления – это та желанная субстанция, ради которой обыватель покидает свое жилище и готов преодолевать любые пространства. Вместе с тем впечатления – это предмет высокодоходного экспорта туристской дестинации, это прибыльное предложение фирмы своим клиентам.

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно отводится первостепенное значение [3]. Физическое, психическое и социальное здоровье является одним из важнейших интегральных индикаторов качества жизни. Человечество пришло к осознанию того, что в здоровье населения во многом зависит от благоприятных условий жизни и органично связано с рациональным природопользованием. Укрепляется понимание, что здоровый образ жизни следует воспитывать с раннего возраста. Не случайно такие возрастные группы, обозначаемые в маркетинговых исследованиях как «поколения Х и Y» (рожденные с 1965 по 1977 гг. и в 1978-1994 гг.) являются сегодня основными приверженцами фитнеса и других форм активного оздоровления.

В санаторно-курортном и спортивном секторе заметно увеличивается разнообразите услуг. Поскольку важнейшим природным фактором жизни и здоровья человека является вода, не случайно активным спросом пользуются услуги SPA-индустрии, предоставляющей оздоровительный комплекс процедур с использованием морской, термальной, минеральной или пресной воды, а также морских водорослей и лечебных грязей и др., при умелой организации способный создавать гармонию тела и души.

Общеукрепляющие и омолаживающие программы SPA, сочетающиеся с косметическими, использующими новейшие достижения аппаратной и препаратной косметологии, в комплексе дают уникальные впечатления. Классики маркетинга считают, что товары или услуги, могут создавать пять разных типов впечатлений: 1) на уровне физических ощущений, 2) на уровне чувств, 3) на уровне мысли, 4) на уровне поступков, 5) на уровне отношений [4]. В определенной степени они близки факторам иерархии человеческих потребностей. Водный мир в значительной степени также способен производить на человека многогранное влияние и не только посредством приятных ощущений и спортивного азарта, но и, в силу своей необыкновенной притягательности, содействуя обстановке для расширения возможностей духовного развития и самосовершенствования. Эта особенность водной стихии, как свидетельствует история, была известна давно и широко использовалась разными народами мира.

Еще Еврипид, живший в 420 г. до н.э., отмечал, что «море смывает все людские боли». Один из первых исследователей талассотерапии («лечение морем») английский врач Ч.Рассел (1750г.) рекомендовал пить морскую воду, купаться в море и употреблять в пищу все дары моря, чтобы быть здоровым. В Россию мода на морской отдых и лечение пришла в конце XIX века: в 1898г. неподалеку от Санкт-Петербурга на побережье Финского залива с благословения императора Николая II был основан Сестрорецкий морской курорт. В 1900г. в Анапе была организована водогрязелечебница и учрежден Институт физических методов лечения, а в Геленджике состоялось открытие «Черноморской санатории» для слабогрудых и малокровных больных. Затем было построено еще одно курортное заведение в Сочи [5].

Традиция принятия лечебных термальных ванн появилась в Древней Греции, когда были обнаружены естественные целительные силы гейзеров и благотворное влияние ароматов на человека. Ее преемником стала Римская империя, где в 25г. до н.э. при императоре Агриппе появились первые термы. Постепенно, распространившись по территории от Африки до Англии, термы превратились в своеобразные центры, где можно было не только принять расслабляющую и оздоравливающую ванну и получить сеанс массажа с натуральными маслами, но и поучаствовать в спортивных состязаниях и даже вкусно поесть. К середине XIX века отдых на водных курортах становится одним из самых модных увлечений европейской аристократии.

Вклад отечественной культуры в развитие оздоровительных водных процедур связан, прежде всего, с русскими паровыми банями - неотъемлемой частью жизни древней Руси, издавна считавшимися замечательным средством врачевания. Еще описания Геродота, свидетельствовали о том, что скифы, жившие на Руси в древние времена, пользовались баней и «никакая эллинская баня не могла сравнится с ней» [5]. В X веке в Киево-Печерском монастыре монахи, знавшие о пользе бани из древних книг, использовали их для лечебных целей; в Уставе великого князя Владимира бани именовались заведениями для немогущих.

Несколько позже в Финляндии начали появляться сауны с ритуалами погружения в ледяной водоем, положив начало популярной в настоящее время традиции. Турецкая культура в истории SPA известна изобретением хаммамов, или турецких бань — одного из основных символов восточной культуры, сочетающих в себе глубинную философию роскоши и получения полной гаммы положительных эмоций. Турецкую баню, украшенную мозаичными панно, отличает подчеркнутая «соразмерность красоты и пользы», позволяющая человеку достичь общую гармонию души и тела.

В настоящее время Европейский центр изучения и пропаганды курортов и водных источников ISPA Europe выделяет следующие категории SPA объектов: комплексные SPA-отели, Medical SPA, SPA-клубы, SPA-курорты, SPA-салоны и SPA-круизы. Используют также культурно-географический признак классификации, в соответствии с которым выделяют североамериканскую, европейскую (итальянскую, французскую, немецкую, австрийскую и венгерскую), восточную (азиатскую) и славянскую модели, а также модель «Мертвого моря». Практически все они, как и ранее перечисленные организации, конкурируя за привлечение клиентов, выходят за пределы чисто медицинских услуг и предлагают разнообразные дополнительные программы для женщин, мужчин, мам и дочек, и др., придающие им инновационный характер.

Термин «инновация», как экономическая функция предпринимателя, занимающегося их практическим воплощением, был введен в научный оборот австрийским ученым Й. Шумпетером в начале XX в. В работе «Теория экономического развития» (1912г.) [6] он впервые определил инновации «как новые комбинации ранее известных технологий и приемов в производстве новых благ и коммерческом использовании благ уже существующих», отделив их от изобретений и несения бремени риска.

В современной рыночной экономике роль инноваций значительно возросла, поскольку они способны резко повышать конкурентоспособность и имидж производителя, завоевывать новые рынки, увеличивать прибыли. В сфере сервиса инновации – это существенно усовершенствованные или принципиально новые методы производства и предоставления различных услуг. Инновациями (нововведениями) в туристско-оздоровительной сфере можно считать создание новых комбинаций уже известных услуг, отвечающих запросам потребителей, порождающих новые потребности и развивающие существующие.

В эпоху ускорения общего темпа жизни как никогда ранее ценится время – один из важнейших ресурсов общества и индивидуума. Цена единицы времени – как рабочего, так и свободного - многократно возросла. Сегодня то время, которое раньше относили к свободному, для многих (прежде всего предпринимателей) все более переходит в сферу экономических отношений, установления деловых контактов, накопления информации, время инвестирования в свой собственный человеческий капитал, обеспечивающий индивидууму благополучие и возможность самореализации [7]. Поэтому, как показывают социологические опросы, наиболее активной части населения свойственно желание даже во время отдыха концентрированно получать разнообразные впечатления, отвечающие одновременно различным настроениям и целям.

В рассмотренных выше примерах комфортные ощущения клиентов от SPA-услуг на чувственном уровне, как показывает опыт некоторых SPA-отелей и клубов, активно дополняются когнитивными программами имидж-услуг, школами здорового образа жизни, экологически чистого питания; непосредственно во время сеансов предлагается обучение приемам массажа и др. Такие комбинации приобретаемых в период отдыха и оздоровления впечатлений позволяют усилить позитивные эмоции и удовлетворенность, повысить самооценку и гармонию личности за счет полученных знаний, для создания или обновления собственного имиджа - важного фактора, открывающего новые возможности оказывать желаемое влияние на окружающих в деловых и иных отношениях.

Таким образом, «экономика впечатлений» посредством нововведений способствует качественному видоизменению потребностей индивидуума и одновременно расширению возможностей для самореализации в интересной работе, карьерном росте, более разнообразном отдыхе, создавая, вместе с тем, основу для укрепления материального благополучия, преодоления «болезней цивилизации», обусловленных особенностями образ жизни человека в современном обществе. Это позволяет отнести ее к инновационному фактору, обеспечивающему повышение качества жизни и содействующему дальнейшему развитию человеческого капитала.

Список литературы

1. Маслоу А. Мотивация и личность/Абрахам Маслоу.- СПб.: Питер, 2003.- 352 с.

2. Кузнец А. Образ новой экономики: экономика инноваций, экономика интеллекта, экономика впечатлений.

http://www.ldpu.org.ua/rus/liberalism/48879bda30376/

3. Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С.Никифорова.- СПб.: Питер, 2003.- 607 с.

4. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд.- СПб.: Питер, 2009. – 816 с.

5. История развития SPA/ Под ред. К Рейнольдс: Пер. с англ. - М.: Юнити, 2006. - 108 с.

6. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия/ Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2007.- 864 с.

7. Иванова Т.Е., Зарецкий А.Д. Инновационные технологии как инструмент развития человеческого капитала. В сб. «Инновационные технологии в системе высшего образования». Сочи: КубГУ, 2009 г. 


Назад к списку