Экологическое поведение граждан и качество здоровья для устойчивого развития

Сосунова И.
Международный независимый эколого-политологический университет,
Россия, г. Москва


Почему сегодня так важно экологическое поведение? Потому что становится ясно, что устойчивое развитие без этого невозможно.

Какими же формы превращения интересов в реальные действия по отношению к значимым социально-экологическим проблемам существуют? Самые типичные примеры актов экологического поведения - участие граждан и их объединений в общественных слушаниях по проектам строительства и реконструкции различных объектов, существенно влияющих на окружающую среду. А также реализация прав на обращение в органы власти - митинги, пикеты и так далее. Наконец, судебная защита права на благоприятную окружающую среду – подобные случаи уже в нашей стране имеют место. Граждане обращаются в суд и выигрывают подобные дела.

Наконец, как уже говорили сегодня мои коллеги, в том числе и американские, одним из самых действенных актов экологического поведения может стать и добровольное ограничение потребления, а также бойкот конкретных товаров или услуг по соображениям экологической морали. Правда, последнее опирается на систему формирования общественного мнения, а оно у нас, как правило, происходит посредством СМИ, которые в последнее время очень сильно коммерциализованы, а потому необъективны.

Последнее как раз говорит о том, что на экологическое поведение влияет множества факторов. Сред них как экономические, так и социокультурные, социально-политические и информационные.

Негативное экологическое поведение на качество здоровья также происходит различными вариантами. Например, проживающие вблизи городских автострад, по сравнению с чистыми районами, люди болеют гриппом и ангиной в 3 раза чаще, конъюнктивитом глаз и неврозами - в 2 раза, кожными заболеваниями - в 9 раз. Заболеваемость детей бронхиальной астмой и острым бронхитом в таких местах в 1,5 раза выше. Это показатели соамтического здоровья.

Теперь о здоровье психическом. Его ухудшение возможно в результате длительной социально-экологической напряженности, стрессовых ситуаций, обусловленных техногенными авариями и катастрофами. Так, по данным ФОМ, чувство обеспокоенности экологической ситуацией в месте проживания испытывает более половины жителей России. Более того, москвичей, которые тратят больше 40 минут на дорогу, снижается трудоспособность практически на 20 %. С учетом постоянных автомобильных пробок и дальнейшей автомобилизации страны, этот фактор скоро станет одним из самых острых.

Наконец, продолжительность жизни. Снижение этого показателя происходит в результате ухудшения состояния здоровья. По данным член-корреспондента РАН А.В. Яблокова, в Москве от экологически зависимых заболеваний ежегодно умирает около 12 тысяч человек, а в области – около 5 тысяч, то есть в два-три раза больше, чем погибает в результате ДТП.

Главный вывод. Сейчас мы говорим о «зеленой экономике», у которой большое будущее. Мы по-прежнему богатая ресурсами страна, у нас есть еще запас времени на то, чтобы перестроить свое поведение, взгляды на жизнь, но надо помнить, что «зеленая экономика» может быть построена только тогда, когда у нас будет правильное экологическое поведение.  


Назад к списку