Последние конференции
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности, образовании и экологии
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности и экологии
- Современные проблемы экологии
- Экологические проблемы окружающей среды, пути и методы их решения
- Экология, образование и здоровый образ жизни
Мотивация учебной деятельности студентов в образовательном процессе
Э.Е. Гордова
Новомосковский институт РХТУ им. Д.И. Менделеева,
г. Новомосковск
В общем плане следует отметить, что студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая, прежде всего, определяется через два типа мотивов - мотивация достижения и познавательная мотивация. Последняя является основой учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его мыслительной деятельности. Она возникает в проблемной ситуации, а развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации.
Перед преподавателем возникает ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность. Подобная постановка вопроса требует определить учебные действия необходимые для успешной учебы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и четкую организацию управлений по их формированию. При этом образец выполнения этих действий должен демонстрировать сам преподаватель, учитывая трудности адаптационного периода обучения студентов на первом курсе.
Ведущей деятельностью студентов является учебная. Именно в процессе учебной деятельности и по средствам ее достигаются основные цели подготовки специалистов. Она наиболее интенсивно влияет на развитие психических процессов и свойств студента, на приобретение им профессионально важных знаний, навыков, и умений. Учебная деятельность студентов - явление сложное. Она характеризуется целями, мотивами, познавательными процессами, начиная с восприятия информации и кончая функционированием сложнейших творческих процессов, различных эмоциональных проявлений и т.д.
Мотивация учения подвержена изменениям, и в первые месяцы у большинства студентов она усиливается. На мотивацию учения влияет: методика преподавания, личность преподавателя, взаимоотношения в студенческом коллективе, достигнутые результаты и т.д. Силы и характер мотивов учения зависят от значимости предполагаемого результата учебной деятельности, от того смысла, который вкладывает в него студент.
Таким образом, для учебной деятельности студента характерны: большое умственное напряжение, включенность в ее осуществление высших психических процессов, различных мотивов и личности студента в целом.