Мотивация учебной деятельности студентов в образовательном процессе

Э.Е. Гордова
Новомосковский институт РХТУ им. Д.И. Менделеева,
г. Новомосковск


В общем плане следует отметить, что студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая, прежде всего, определяется через два типа мотивов - мотива­ция достижения и познавательная мотивация. Последняя является ос­новой учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его мыслительной деятельности. Она возникает в про­блемной ситуации, а развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей. В обучении мотивация дости­жения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации.

Перед преподавателем возникает ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность. Подобная постановка вопроса требует определить учебные действия необхо­димые для успешной учебы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и четкую организацию управлений по их формированию. При этом образец выполнения этих действий должен демонстрировать сам преподаватель, учитывая трудности адаптационного периода обучения студентов на первом курсе.

Ведущей деятельностью студентов является учебная. Именно в процессе учебной деятельности и по средствам ее достигаются основные цели подготовки специалистов. Она наиболее интенсивно влияет на развитие психических процессов и свойств студента, на приобрете­ние им профессионально важных знаний, навыков, и умений. Учебная деятельность студентов - явление сложное. Она характеризуется целями, мотивами, познавательными процессами, начиная с восприятия информации и кончая функционированием сложнейших творческих процессов, различных эмоциональных проявлений и т.д.

Мотивация учения подвержена изменениям, и в первые месяцы у большинства студентов она усиливается. На мотивацию учения влияет: методика преподавания, личность преподавателя, взаимоотношения в студенческом коллективе, достигнутые результаты и т.д. Силы и характер мотивов учения зависят от значимости предполагаемого результата учебной деятельности, от того смысла, который вкладывает в него студент.

Таким образом, для учебной деятельности студента характерны: большое умственное напряжение, включенность в ее осуществление высших психических процессов, различных мотивов и личности сту­дента в целом. 


Назад к списку