Образование в интересах устойчивого развития как инновационная педагогическая технология

Д.С. Ермаков
Московский институт открытого образования,
г. Москва


57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (2002 г.) объявила десятилетие 2005–2014 гг. Декадой образования для устойчивого развития. В 2005 г. была принята Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития (ОУР).

Обобщая результаты педагогических исследований (С. В. Алексеев, М.В. Аргунова, Н.Ж. Дагбаева, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Д.Н. Кавтарадзе, В. Б. Калинин, Н. И. Корякина, Н. С. Касимов, О. Л. Кузнецов, Ю.Л. Мазуров, Н.М. Мамедов, Н.Н. Марфенин, Н.П. Тарасова, А.Д. Урсул, Г.А. Ягодин и др.), в качестве рабочего определения можно принять следующее: образование в интересах устойчивого развития – процесс и результат прогнозирования и формирования человеческих качеств (знаний, умений и навыков, отношений, компетентностей, черт личности, стиля деятельности людей и сообществ), обеспечивающий повышение качества жизни в пределах естественной емкости природных экосистем.

В становлении образования в области устойчивого развития можно выделить несколько тенденций: первая (распространенная пока в большей степени) – отождествление его с экологическим образованием; вторая – в основном, информирование учащихся об основных идеях устойчивого развития («образование об устойчивом развитии»); третья – «образование для устойчивого развития» – связана с освоением новых смыслов совместного развития человека, общества и природы, подходов к выявлению и решению проблем окружающей среды на уровне понимания, изменения образа жизни и стиля профессиональной деятельности. Очевидно, что именно последнее направление наиболее полно отвечает целям и задачам устойчивого развития.

Неоднозначность толкования сути ОУР определяется, прежде всего, нерешенностью ряда методологических проблем. Во-первых, до сих пор нет однозначного представления об источнике ОУР. Большинством исследователей в данном качестве предлагается наука. Однако известные идеи устойчивого развития (теории ноосферы, коэволюции, биотической регуляции, экологической модернизации и пр.) не могут в полной мере соответствовать дидактическому принципу научности. Сам термин «устойчивое развитие» понимается во многом субъективно и интуитивно. При этом в недостаточной мере привлекает внимание исследователей второй, более очевидный источник – практическая деятельность. Действительно, именно разработка и реализация программ устойчивого развития («повесток 21») на глобальном, национальном, региональном и местном уровне является действенным механизмом решения проблем окружающей среды.

В целом следует отметить, что отечественные образовательные программы, учебные пособия в области ОУР строятся, в основном, на естественнонаучной основе; при этом в существенно меньшей степени рассматриваются гуманитарные и технологические аспекты. В то время как в зарубежные исследователи делают акцент на связи между знанием и действием, на социальных технологиях, практической стороне реализации устойчивого развития, что должно обеспечить мотивацию и эффективную интеграцию действий ключевых фигур («стейкхолдеров») и общества в целом в ответ на вызовы устойчивости.

Вторая методологическая проблема ОУР заключается в его «опережающем» характере. Если традиционное обучение изучает, в основном, опыт прошлого, и учебное знание отстает от современных достижений научно-технического прогресса, то ОУР должно ориентироваться на проблемы будущего, которого еще нет. Скорее всего, речь должна идти об инновационной модели образования для новой цивилизации. Простая трансляция культурного опыта в условиях ежегодного удвоения информационных потоков попросту невозможна. Футуризация образования диктует требование изучать будущее не в меньшей, а, может быть, и в большей степени, чем прошлое с тем, чтобы не только уметь решать актуальные проблемы, но и предупреждать их возникновение. Сама концепция устойчивого развития является на сегодняшний день нормативным прогнозом, который предстоит реализовать. В связи с этим важнейшим компонентом ОУР должны стать такие виды деятельности, как прогнозирование, моделирование, стратегическое планирование, проектирование.

С точки зрения содержания ОУР требует существенной переориентации всех учебных программ – от детского сада до университета. Перерабатывая программы, необходимо включить в них принципы, знания, навыки, ценности, связанные с устойчивостью, на основе целостности и междисциплинарности, т.е. для каждого из трех основных аспектов окружающей среды – социального, экологического и экономического. При этом для успеха на пути к устойчивости необходимо, чтобы население не только знало о целяхустойчивого развития, но также имело соответствующие навыки, чтобы внести практический вклад в их достижение. При этом наилучший вариант осуществления ОУР – его внедрение не как отдельного учебного курса, но как подхода к проектированию и осуществлению образовательного процесса в целом.

Важным аспектом ОУР является его технологическая реализация. Как отмечается в Стратегии ЕЭК ООН, для этого необходима переориентация основного внимания с передачи / усвоения знаний на изучение проблем и отыскание их решений. Следует открыть возможности для многостороннего и междисциплинарного анализа ситуаций реальной жизни. Все это не может не повлиять на методику обучения, требуя от педагогов отказаться от роли исключительно «передаточного звена», а от обучающихся – от роли исключительно получателей. Необходимо смещение акцентов с методов, ориентированных лишь на передачу и воспроизведение информации, на более широкое внедрение активных методов обучения.

Доклад подготовлен в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых МД-739.2011.6. 


Назад к списку