Внедрение информационных технологий в процесс мониторинга улично-дорожной сети города

А.В. Лозовский
Читинский государственный университет,
г. Чита


Улично-дорожная сеть любого города предусматривает большое количество транспортно-эксплуатационных показателей, оценивая которые можно судить о состоянии ее основных параметров. Для оценки безопасности дорожного движения главными являются показатели, характеризующие загруженность и аварийность того или иного участка УДС. Это состав и интенсивность движения транспортных потоков, количество и степень опасности конфликтных точек на перекрестках, коэффициенты неравномерности, коэффициенты загрузки и т.д.

Процесс обследования городской улично-дорожной сети по значениям вышеперечисленных показателей называется мониторингом. Мониторинг не ограничивается только визуальным наблюдением за процессом движения транспортных потоков и выявлением загруженных и аварийных участков УДС. Он также включает в себя и различные расчетно-оценочные операции, которые необходимо производить для получения более детальных результатов исследования состояния аварийности улично-дорожной сети и ее загруженности.

Производить такие операции невозможно без специальных знаний в области организации дорожного движения и обеспечения его безопасности. Множественные вычисления, например, позволяющие получить сведения об интенсивности движения транспортных потоков и многих других показателей и коэффициентов, определяющих степень загруженности и аварийности перекрестков или участков дорог, сильно усложняют процесс обработки данных, полученных с помощью технических средств мониторинга, таких как камер наружного наблюдения, детекторов движения и т.п.

Для автоматизации процесса мониторинга улично-дорожной сети города необходимо внедрить информационные технологии обработки данных, информационные технологии управления производственными процессами и другие виды информационных технологий, которые позволят не только сократить время, необходимое для производства сложных и часто рутинных вычислений значений основных и дополнительных показателей безопасности дорожного движения и загруженности автомобильных дорог, но и оптимизировать подход к созданию комплекса мер по выявлению особо опасных участков УДС и, соответственно снижению степени их аварийности и загруженности.

С этой целью создаются различные программно-аппаратные комплексы, позволяющие быстро и эффективно сформировать общую картину аварийности и загруженности всей городской автодорожной сети. Работоспособность данных комплексов не всегда находиться на высоком уровне из-за сложности конструкций и отсутствия достаточного объема цифровых накопителей данных. Программная часть таких комплексов в большинстве случаев не справляется с большим объемом графической информации, которую необходимо обработать и выдать уже сформированный комплекс результатов мониторинга.

Следовательно, стоит оценить эффективность подобных комплексов и найти оптимальный вариант информационной технологии, который позволит произвести мониторинг улично-дорожной сети без значительных денежных затрат и затрат времени на установку и обслуживание средств данной технологии. Такой вариант существует. Это программно-аналитический комплекс для мониторинга улично-дорожной сети города Читы. Он имеет достаточно эргономичный картографический интерфейс с множеством функций, необходимых для оценки аварийности и загруженности городских дорог. Разработка данного комплекса находится в начальной стадии, поэтому количество функций и, соответственно количество оценочных показателей еще не определено, но оно обязательно будет оптимальным для эффективного и результативного мониторинга.

Список литературы

1. Кременец Ю.А. Технические средства организации дорожного движения: учебник для вузов/Ю.А. Кременец, М.Б. Афанасьев - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. – 279 с.

2. Клинковштейн Г.И. Организация дорожного движения: учебник для вузов/Г.И. Клинковштейн, М.Б. Афанасьев - М.: Транспорт, 2001. – 247 с.


Назад к списку