Последние конференции
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности, образовании и экологии
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности и экологии
- Современные проблемы экологии
- Экологические проблемы окружающей среды, пути и методы их решения
- Экология, образование и здоровый образ жизни
Психогенетика и психология родительства
М.Е. Блох, В.В. Русановский, И.Н. Удодова, И.А. Железнов, Н.В. Лавров
Северо-Западный государственный заочный технический университет,
НИИ акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН,
г. Санкт-Петербург
В советское время психогенетика, в виде научного направления, развивалась крайне не достаточно. В настоящее время психогенетика, как раздел генетики поведения, является обязательной дисциплиной подготовки психологов. Психогенетика закладывает основы методологии изучения человека как существа био-социального и может формировать психологию родительства, которая является основной частью перинатальной психологии.
В современной зарубежной научной литературе, которая выходит преимущественно на английском языке, термин «психогенетика» практически не употребляется. Для обозначений этой научной дисциплины используется название «генетика поведения человека» (human behavioral genetics).
Исторически генетика человека началась с исследования психических, а не физических особенностей, и разделяется на несколько этапов.
Первый этап (1865 – начало 1900-х) связан с научной деятельностью
Ф. Гальтона и его учеников. В 1865 году увидела свет первая научная публикация по психогенетике «Наследственный талант и характер».
Ф. Гальтоном и его учеником К. Пирсоном были разработаны основные вариационно-статические подходы, которые и поныне используются в психогенетических исследованиях.
Второй этап - до конца 30-х гг. ХХ столетия – характеризуется интенсивным развитием методологии психогенетики. Близнецовый метод, идея которого впервые была предложена Ф. Гальтоном, окончательно сложился и прочно вошел в практику. Были разработаны надежные методы определения зиготности близнецов (Siemens H, 1927). В 20-е гг. в методический арсенал психогенетики прочно вошел метод приемных детей, который и сейчас, наряду с близнецовым, является одним из основных (Gordon R., 1919; Burks B., 1928).
На третьем этапе (до конца 60-х гг.) психогенетика развивалась экстенсивно. Это был период накопления фактического материала. В генетические исследования включались самые разнообразные характеристики, но доминирующим направлением по-прежнему оставалось изучение роли наследственности и среды в вариативности интеллекта и других когнитивных особенностей. Значительное место занимало изучение наследственных и средовых причин психических заболеваний (в основном шизофрении) и умственной отсталости. Продолжала развиваться генетика поведения животных, В 1960 г. вышла обобщающая монография по генетике поведения (J. Fuller и W. Thompson). В этом же году была основана «Ассоциация генетики поведения» («Behavior Genetics»). Это означало, что генетика поведения окончательно оформилась как самостоятельная область науки.
Четвертый этап (до конца 80-х гг.) вновь характеризуется смещением акцентов на развитие методологии психогенетики. На первых этапах наиболее распространенным экспериментальным подходом было применение коэффициентов корреляции или конкордантности для оценки сходства между родственниками с дальнейшим вычислением показателя наследуемости. В этот период начали интенсивно развиваться новые генетико-математические методы (структурное моделирование, метод путей). Психогенетика получила для своих исследований мощный инструмент, который позволял в короткие сроки проводить обработку значительных массивов данных и проверять самые сложные гипотезы. Одной из наиболее популярных компьютерных программ является LISREL (Lineal Structural RELation).
Пятый этап – современный – охватывает 90-е гг. XX в. И начало нынешнего, т.е. по времени совпадает с интенсивной работой над проектом «Геном человека». Именно этим обстоятельством объясняется и смещение акцентов в психогенетике. Международный проект «Геном человека» был инициирован благодаря многочисленным открытиям в области молекулярной генетике второй половины XX столетия. Эти открытия были отмечены целым рядом Нобелевских премий.
Несмотря на научные разработки в области психогенетики и социологии в мире существуют различные политические силы, которые стремятся оправдать закрытые системы стратификации (касты, кланы, сословия). Наличие межгрупповых различий всегда привлекает повышенный интерес общества в любой стране мира. Часто оказывается, что характеристики по данным психогенетики имеют высокую наследуемость.
Высокая наследуемость межгрупповых различий обнаруживается, например, в Индии, чем стремятся оправдать кастовую систему. К психогенетическим исследованиям добавляется религиозная доктрина. Считается, что у высшей касты (брахманов) – верхняя «чакра» открыта для получения знаний и энергии, а у представителей низших каст (шудры, хариджане) – закрыта, поэтому браки между представителями высших и низших каст запрещены.
В 1949 г. Правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, однако силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами.
В Европе и России на протяжении ряда веков существовали сословия. Сословия были закреплены правом и религией. Бракосочетания между мужчинами и женщинами из разных сословий не приветствовались.
В настоящее время в разных странах мира многие психологи и психотерапевты применяют исследование родословных линий, которые используют при консультации мужчин и женщин, вступающих в брак, а также семейных пар, что влияет на психологию родительства.
Например, при получении заключения женщинами от специалистов (психологов, психотерапевтов) о слабой социальной перспективности потомства, часто приводит к внутриличностному конфликту в материнской сфере, отношению к материнской функции, как к трудности, неадекватной ценности ребенка, выраженной личностностной тревожности, эмоциональной неустойчивости, что приводит к осложненным отношениям с близкими людьми.
Большие этические проблемы представляет консультирование лиц из разных этнических групп и религиозных конфессий (православные, мусульмане, иудеи и т.д.). Представители религиозных конфессий данные браки мало приветсвуют или рекомендуют принять иную (свою) веру.
Психогенетика и родительское поведение имеет множество этических проблем. Есть опасность, что результаты психогенетический исследований и их внедрение будут использованы для оправдания социального неравенства (закрытых систем стратификации), приводящих к отсутствию социальных лифтов, ограничению людей из разных страт возможностей получения образования или работы, давления на супружеские пары, ожидающие ребенка с возможным риском наследственной отягощенности и т.п. Все это повышает персональную ответственность специалистов из разных областей знаний и требует от них сохранения принципиальных позиций.