Психотерапевтические аспекты вспомогательных репродуктивных технологий (врт) при работе с бесплодными парами

М.Е. Блох, В.В. Русановский, И.А. Железнов, И.Н. Удодова, Г.В. Русановский
НИИ акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН,
Северо-Западный государственный заочный технический университет,
г. Санкт-Петербург


В течение последних десятилетий наблюдается большой прогресс в области репродуктивной помощи. Новые технологии диагностики и лечения дают надежду многим парам с нарушением репродуктивного здоровья. При этом, часто психологическим аспектом бесплодия пренебрегают и проблема рассматривается лишь в биологических и медицинских аспектах. Однако в дополнение к необходимым медицинским процедурам нужно также сосредоточиться на психосоциальных и эмоциональных потребностях пациентов. Особенно это важно в случаях функционального бесплодия, когда физиологических причин нарушения репродуктивной функции не диагностируется, но беременность не наступает или неоднократно прерывается. При этом нередко возникает диагноз «психогенное» бесплодие, требующее психологической помощи.

Если мы обратимся к истории вопроса бездетности, то столкнемся с огромным количеством культурных, религиозных и обрядовых традиций и рекомендаций для супружеских пар, страдающих недугом отсутствия детей. Известно, что бесплодие в быту в прежние времена расценивалось как порча или сглаз и лечили его все больше религиозными средствами. И временами помогало. Это говорит о том, что существует некая психологическая составляющая, играющая значительную роль в нарушениях репродуктивной сферы. Длительное время считалось, что такой психологической составляющей являются тревога, напряжение, страхи, чувство вины и неуверенности, возникающие в результате переживания самого бесплодия. Безусловно, такие переживания актуальны для бесплодных пар и усугубляют страдания. Но исследования в области репродуктивного здоровья в последние годы обнаружили и другую составляющую патогенеза бесплодия: психические нарушения и травмы, пережитые пациентами в процессе становления репродуктивной сферы (онтогенеза репродуктивной сферы) приводят к различным по тяжести нарушениям репродуктивной сферы мужчины и женщины. На успешность репродуктивной функции оказывают влияние социальные, культурные, личностные факторы. В настоящее время сформировалась область психологии, которая занимается проблемами зачатия, вынашивания, рождения ребенка и ранним периодом его развития – перинатальная психология. Составной частью этой области психологии является психология родительства, изучающая психологические особенности материнства и отцовства. Одним из приоритетных направлений в этой области является изучение психологических особенностей женщин на разных стадиях репродуктивного цикла и психологическая помощь женщине и семье по проблемам, связанным с репродуктивным здоровьем и детско-родительскими отношениями. В области применения вспомогательных репродуктивных технологий основным направлением практической работы является оптимизация репродуктивного здоровья женщин и мужчин, которая включает в себя: психодиагностику, психотерапию и консультирование для решения широкого спектра проблем, связанных с поддержкой репродуктивного здоровья и коррекцией его нарушений:

- диагностика готовности к зачатию, беременности и родам;

- актуальная диагностика, коррекция и терапия причин бесплодия и невынашивания в супружеских парах;

- диагностика, коррекция и терапия психологических и психосоматических нарушений течения беременности и родов, послеродовых расстройств.

Репродуктивная система человека представляет собой систему физиологических, телесных и психических механизмов, объединенных для реализации задачи репродукции. Все три составляющие тесно взаимосвязаны друг с другом, функционируют как единая система и развиваются в онтогенезе также как единая система. Во многом репродуктивная сфера отличается от других функциональных систем, во-первых, она формируется прижизненно, во-вторых, не является системой жизнеобеспечения, как например, дыхательная, сосудистая и т.п. Таким образом, нарушения репродуктивной сферы не ведут к прямой угрозе существования человека, а зачастую наоборот, реализация репродуктивной функции воспринимается как угроза для индивидуума (как правило, это неосознаваемый процесс). Это происходит, когда само родительство, беременность, роды обладают пугающим содержанием, вызывающим стрессовую реакцию организма. Излишняя тревожность, связанная с опасением за исход беременности, родов, неуверенность в компетентности себя как родителя, сомнения в поддержке близких и в первую очередь супруга, неудачный опыт в отношении беременности, родов, воспитания детей, полученный в течение всей предыдущей жизни – все это реальные причины для тревоги, и как следствие, ненаступление беременности.

Немаловажное значение имеют психологические проблемы, связанные с ранним детством и взаимоотношения с родителями. В детском возрасте, в период взаимодействия с собственными родителями строится образ будущего родительства. Если этот образ требует постоянной «достройки» базовых систем взаимоотношений с миром, без которых взрослый человек склонен расценивать себя как недостаточно созревший личностно, то значит, он не готов стать «взрослым объектом» по отношению к ребенку, принять на себя ответственность за него. В результате перспектива родительства расценивается как преждевременная и вызывающая тревогу и протест, в результате - беременность не наступает или не вынашивается. Несостоявшиеся родители упорно борются со своим несчастьем, мобилизуют все силы. Но зачатие и беременность – процессы роста и развития, они требуют покоя и сосредоточенности на себе, состояния «удерживающей и питающей почвы». Основатель психосоматического подхода Франц Александер назвал фазу женского цикла, в которой оплодотворенная яйцеклетка должна закрепиться в стенке матки и начать развиваться «предоставляюще-удерживающей»: предоставить себя, свое тело, свою душу, удержать, сохранить и вырастить в себе новую жизнь. Итак, для психологической готовности к материнству важна такая составляющая, как мотивационная готовность. Ее можно коротко описать как принятие (на неосознаваемом и осознаваемом уровнях) задачи рождения ребенка, видение в этом жизненного смысла, адекватно и динамично встроенного в общую иерархию смысло-жизненных ориентаций.

Но неудачи в рождении детей не предрасполагают к такой позиции. А дальше возникает порочный круг: отсутствие детей вызывает повышение тревоги и напряжения, оснований для «торможения» репродуктивного цикла у нервной системы становится все больше.

На основании проведенных исследований, можно сказать, что при бесплодии у женщин наблюдается нарушение психологической готовности к материнству, источником которого являются: нарушение адекватных диадических отношений (отношений мать-дитя), незавершенная сепарация (отделение от собственной матери в раннем детском возрасте), недостигнутая возрастная и поло-ролевая идентичность (инфантильные черты личности и нарушение женской идентичности), нереализованность потребностей в заботе, защите, принятии, одобрении.

Самой сложной проблемой является то, каким образом эти причины вызывают не только гормональные, но и морфологические поломки в организме, и почему у разных людей эти нарушения такие разные. Этим занимается особое направление психологии, тесно связанное с медициной – психосоматика.

Современная тенденция разрешения проблем бесплодия путем вспомогательных репродуктивных технологий порождает дополнительные психологические переживания у пациентов, что само по себе требует грамотной психологической помощи и сопровождения. Необходимо помнить, что лечение бесплодия часто повторно. Вмешательства могут быть как успешны, так и нет. Этот длительный процесс создает определенные эмоциональные напряжения, сопровождаемые напряжением и отчаянием, когда помощь психолога и врача психотерапевта паре просто необходима. Широкий набор современных технологий в области репродуктивного здоровья накладывает определенные требования при работе с каждым из них.

Специализированная психологическая и психотерапевтическая помощь должна безусловно проводиться с пациентами, которые используют донорские яйцеклетки или донорскую сперму, чтобы достигнуть статуса родительства. Так называемое воспроизводство третьего лица провоцирует различные психологические реакции и проблемы. Например, особого внимания заслуживает программа суррогатного материнства, развивающаяся в нашей стране успешно несколько лет.

Необходимо отметить еще ряд проблем, с которыми сталкиваются специалисты, работающие в сфере репродуктивного здоровья – это взаимодействие врача, осуществляющего пересадку донорской яйцеклетки или донорской спермы, психолога и пациента в процессе лечения. Несмотря на то, что врач будет иметь дело, прежде всего, с медицинским аспектом, его отношения с парой, его работа будут часто сталкиваться с психологическими проблемами, имеющимися у пациентов.

Итак, в области вспомогательных репродуктивных технологий будущее принадлежит комплексному подходу в обеспечении репродуктивного здоровья, а это возможно при тесном взаимодействии медицинского подхода и перинатальной психологии и психотерапии, где уже разработаны алгоритмы психологической и психотерапевтической диагностики, коррекции и поддерживающей терапии при лечении бесплодия и в частности различных видов ВРТ. Кроме того, исследования в области онтогенеза репродуктивной сферы (в частности - родительства) позволяют направлять усилия на профилактику нарушений и оптимизацию репродуктивной сферы будущих поколений.


Назад к списку