Проблемы организации системы самостоятельной работы студентов средствами информационных технологий в профессиональной подготовке дизайнеров

М.В. Изюмова, В.В. Русановский, И.А. Железнов, И.Н. Удодова
ЧОУ ВПО «Невский институт управления и дизайна»,
Северо-Западный государственный заочный технический университет,
г. Санкт-Петербург


В условиях интеграции российской высшей школы в мировое образовательное пространство, существенно повышаются требования к качеству образования специалистов высшей квалификации, развитию их интеллектуальных и творческих способностей, обеспечивающих большую мобильность и конкурентоспособность выпускников.

Основная задача высшего образования сегодня заключается в формировании творческой личности специалиста, способного быть не пассивным потребителем знаний, а их активным творцом. Это особенно важно при обучении студентов-дизайнеров, так как творчество само по себе предполагает оригинальность мышления, самостоятельность в выборе решений, не столько присвоение чужого опыта, сколько построение и использование своего индивидуального опыта.

Качественные изменения в высшем образовании проявляются в создании новых образовательных стандартов и программ, совершенствовании способов интегрированной подготовки специалистов на основе выбора таких ее методических направлений в вузе, которые обеспечивали бы развитие общих познавательных и специальных способностей обучающихся к самостоятельному приобретению знаний и самостоятельному решению задач в профессиональной деятельности.

На современном этапе, таким образом, роль самостоятельной работы студентов повышается, происходит усиление ответственности преподавателей за развитие навыков данной деятельности, как важнейшего фактора, влияющего на профессиональный рост, способствующего воспитанию творческой активности и профессиональной инициативы. Самостоятельная работа студентов является обязательной частью учебного плана и одной из важнейших составляющих учебного процесса. При этом усиление роли самостоятельной работы студентов предполагает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, а не простое увеличении числа часов на самостоятельную работу.

Это, в свою очередь, требует серьезной теоретической базы, на основе которой можно построить действенную систему самостоятельной работы. Однако до настоящего времени, несмотря на то, что проблема самостоятельной работы рассматривалась в отечественных изданиях с 50-х годов ХХ века и была одной из основных в 80-х годах, не сформулирован даже смысл понятия «самостоятельная работа» и синонимичного понятия – «самостоятельная деятельность», они используются различными авторами в разном значении, основываясь на одной из трех трактовок слова «самостоятельный». Первая предполагает выполнение работы учащимся без непосредственного участия преподавателя, вторая учитывает самостоятельные мыслительные операции и самостоятельное ориентирование в материале, а третья – свободу выбора содержания и способа выполнения заданий.

Чаще всего самостоятельная работа рассматривается в контексте историко-дидактических, психологических и педагогических позиций, при этом в работах активно разрабатываются средства стимулирования, формирования самостоятельного обучения, ее основные признаки, уровни продуктивности самостоятельной деятельности, функциональное предназначение.

В основе историко-дидактического анализа сущности самостоятельной работы у исследователей обычно лежит деятельностный подход, который опирается на представления о структуре целостной деятельности (потребность - мотивы - цели - усло­вия - действия - результат) и объясняет процесс активного самостоятель­ного освоения опыта, знаний и умений посредством мотивированного ре­шения проблем и задач (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.).

При этом самостоятельная работа определяется мотивами деятельности учащихся, формами организации обучения, дифференцированными компонентами, составляющими понятие «самостоятельность». Определяются факторы влияющие на самостоятельную работу, рассматриваются проблемы ее организации, дидактические аспекты, исследуется проблема самоорганизации и рефлексивного управления в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Однако, несмотря на столь многогранный подход проблеме, до настоящего времени исследователям не удалось создать универсальной классификации видов самостоятельной работы, которая учитывала бы внешнюю и внутреннюю стороны этого понятия.

Отсутствие полноценной классификации приводит к недостаточной разработанности вопросов организации системы самостоятельной работы. Кроме того, хотя к изучению роли самостоятельной работы часто применяют системный подход, используется понятие системы и ее признаков (целостность, наличие двух и более видов связей, структура, управление, цель, самоорганизация, функциональное развитие), а само понятие «самостоятельная работа студентов» распространяется как на отдельную группу студентов или отдельно взятого студента, так и на совокупность студенческих групп, однако до сегодняшнего дня не определено место этой системы в современном учебном процессе, который перестраивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми вводимой в России болонской системой. Можно также утверждать, что до настоящего времени система вузовского образования не ориентирована на самостоятельную работу в организационном плане: в «нагрузке» преподавателей не учитываются часы «консультаций», которые необходимы для организации самостоятельной работы, не предусмотрено развитие технического ее обеспечения, не разработана структура информационной поддержки и т.п.

Кроме того, большинство исследователей рассматривают самостоятельную работу как деятельность, направленную исключительно на освоение нового материала в процессе познавательной теоретической деятельности, как форму научного познания

Следует также отметить, что индивидуализация самостоятельной работы становится особенно актуальной при организации обучения творческим специальностям, каковой является специальность дизайнера. Это обусловлено тем, что овладение творческой профессией предполагает не только запоминание, накопление и использование профессионально значимых сведений, изучение опыта предшествующих поколений, но и формирование творческой активности, развитие индивидуальных особенностей, выработку собственного неповторимого стиля без которых невозможно становление творческой личности профессионала-дизайнера.

Однако следует признать, что на практике индивидуализация обучения не всегда реализуется, т.к. редко учитываются и особенности студентов, и возможности использования с этой целью информационных технологий, позволяющих выстроить индивидуальный маршрут овладения специальностью.

Актуальность вышеперечисленных проблем связана также с особенностями подготовки студентов-дизайнеров в негосударственных высших учебных заведениях, в которых на 1 курсе начинают обучаться студенты с различным уровнем подготовки и разными представлениями о собственных творческих способностях, возможностях и профессиональных потребностях. В результате сложившихся обстоятельств, преподаватели института оказываются перед сложной задачей – они должны, учитывая различный уровень подготовки студентов 1 курса, выпустить специалистов, которые владели бы всеми профессиональными навыками, необходимыми для дизайнера. При этом необходимо не только овладение базовыми приемами дизайнерского мышления, навыками графической грамотности, но и умение выразить индивидуальность мышления, отношений, чувств. Каждая из дисциплин художественного цикла должна способствовать не только приобретению навыков художественного подачи, но и формированию профессиональных качеств и мировоззрения.

Однако на практике сегодня недостаточно системно разработаны не только методы единой организации и самоорганизации самостоятельной учебной работы студентов-дизайнеров, но и средства дифференциации учебно-познавательной деятельности, обеспечивающие развитие их творческих способностей, к которым относятся информационные технологии.

В этой связи особую значимость приобретает необходимость исследований педагогических условий самостоятельной работы, поиска наиболее эффективных подходов, как к ее организации, так и к переосмыслению способов и средств ее осуществления, роли и места в этой организации информационных технологий. При этом важно рассмотреть соотношения их элементов (электронных учебников, видеоматериалов лекций, специальных программ, автоматизированных обучающих курсов, использование удаленных информационных ресурсов, автоматизированных систем контроля и т.д.), комплексного их использования в профессиональной подготовке дизайнеров, в том числе в организации системы самостоятельной работы.

Общеизвестны также преимущества использования средств информационных технологий, которые позволяют при существующем разрыве между обучаемым и обучающим в пространстве и времени (ведь преподаватель и студент встречаются максимум один - два раза в неделю), осуществлять связь между студентом и преподавателем практически в любое время.

К бесспорным преимуществам дистанционной поддержки относятся гибкость, то есть возможность заниматься в удобное для себя время, в том числе ночью, например; в удобном темпе и в любом месте. Это особенно важно для студентов, которые совмещают учебу и работу (причем, это относится как к студентам очно-заочного, так и дневного отделения, которые в последние годы также работают, что, с одной стороны, отрицательно порой сказывается на учебе, с другой – закладывают основу для понимания необходимости постоянного повышения своего образовательного уровня, перехода к непрерывному образованию в течение всей жизни).

Дистанционная поддержка способствует также продвижению студента в мировое постиндустриальное информационное пространство через внедрение в образовательный процесс новейших достижений педагогической и научно-технической мысли, современных информационных и телекоммуникационных технологий, может оказывать влияние на стимулирование самостоятельности в обучении, умения мыслить критически, повышению ответственности и самодисциплины студентов.

Средства информационных технологий включают особые формы и методы разработки и презентации учебно-методических материалов,организации взаимодействия преподавателей и учащихся, аттестации и мониторинга (постоянного контроля) деятельности всех участников процесса обучения. Практически все эти средства можно использовать при изучении профильных курсов, таких как пропедевтика и проектирование.

Однако в целом ряде случаев, информационные технологии могут способствовать повышению качества образования студентов-дизайнеров. Так, интересным, на наш взгляд, может оказаться опыт использования при преподавании профильных дисциплин дистанционных мастер-классов и дистанционных конференций, однако вузы в настоящее время эти технологии не применяют.

Профессионально ориентированные предметы связаны не только с овладениями навыками, но и с получением новых знаний. Для успешного овладения ими можно эффективно использовать электронные научные библиотеки, а также компьютерных учебников, причем как готовых, так и разрабатываемых преподавателем самостоятельно, с учетом особенностей данного конкретного ВУЗа и студентов в нем обучающихся. Эти учебники легко можно изменить и дополнить, они позволяют лучше организовать учебный процесс, индивидуализировать обучение за счет скорости освоения материала и отбора каждым обучаемым желательного учебного материала и изменения последовательности его изучения с учетом своих индивидуальных возможностей.

Большой потенциал имеют также не применяемые сегодня в образовательном процессе при подготовке специалистов в области дизайна виртуальные деловые игры.

Практически нет опыта в организации учебной деятельности студентов-дизайнеров использования телеконференций. Между тем, они позволили бы студентам не только получать консультацию от преподавателя, но и обучить студентов рецензировать, то есть оценивать и анализировать работы своих соучеников, что, в конечном счете, развивает способность оценивать и собственные работы, свидетельствует о достижении высокой интенсивности образовательной деятельности учащихся. Телеконференции могли бы организовать и более тесное сотрудничество различных учебных центров, занимающихся подготовкой дизайнеров, и работающих как в нашей стране, так и за рубежом.

Использование средств информационных технологий позволяет осуществлять и различные виды контроля. Так, наряду с общепринятым контролем в форме тестирования, можно использовать и виртуальные выставки, а также ответы на рефлексивные вопросы. Рефлексия в этом случае служит не только средством контроля, но и способом выявления осознания учащимися личностных образовательных результатов.

Формы контроля при обучении дизайну, как и специфика всего дистанционного процесса, связаны с тем, что результатом этой деятельности должен стать образовательный продукт, который будет создан студентом. При этом изначально ясно, какого рода, в какой форме и за какой срок учащиеся создадут новый для них результат.

В качестве системы учета учебных достижений студентов могут служить электронные журналы самостоятельной работы студентов. Система контроля внешних образовательных результатов, которые создают студенты, позволяет осуществлять непрерывную диагностику их личностного образовательного приращения.

Контроль особенно важен сегодня, так как многие студенты не готовы к интенсивной эффективной самостоятельной работе, они не умеют самостоятельно планировать свою работу, у многих отсутствует самодисциплина.

Проблемы внедрения средств информационных технологий связаны с целым рядом факторов. Например, с тем, что порой у студентов ограничены технические возможности: на домашних компьютерах установлены медленные модемы, которые приводят к задержкам в передаче звука, видео и графики. Далеко не все студенты обладают сегодня необходимыми техническими навыками в управлении компьютерами и способностями справляться с техническими трудностями. Таким образом, необходимо предусмотреть оказание студентам помощи в разрешении технологических проблем при использовании технического оборудования. В настоящее время информационные технологии изучаются будущими дизайнерами, при этом учебный план предполагает и теоретический курс и практические курсы, связанные с освоениями графических пакетов, но навыков работы в Интернете и решения узких технических проблем эти учебные дисциплины не дают.

Проблемой при внедрении средств информационных технологий может стать и информационная перегруженность преподавателя, в том числе переполняемость электронного почтового ящика чрезмерным количеством сообщений.

Однако, пожалуй, одной из основных проблем внедрения различных средств информационных технологий является отсутствие должного количества учебных пособий и кейс-пакетов, связанных с обучением дизайну. Причем следует учитывать необходимость включения в кейс-пакеты не только электронные пособия, но и печатные издания, чтобы у студентов не сложилось представления, что единственным достойным источником может служить лишь Интернет, в то время, как в Интернете часто выложена непроверенная информация, что может неверно сориентировать студентов.

Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время в организации учебной деятельности студентов-дизайнеров, особенно при преподавании профильных дисциплин, которые всегда связывались с необходимостью непосредственного контакта педагога и студента, средства информационных технологий используются недостаточно, они практически не используются при организации системы самостоятельной работы. Между тем, у этих средств существует большой потенциал, который необходимо использовать для повышения качества обучения дизайнеров. Однако при этом следует гармонично сочетать возможности дистанционного образования и традиционной системы подготовки специалистов, создавая наиболее эффективные условия для работы со студентами. 


Назад к списку