Применение мультимедийных презентаций в курсе «Неорганической химии»

Н.А. Аминева, М.К. Боева, Г.Г. Аминева
Башкирский государственный университет,
г. Уфа


В наше время всеобщего использования компьютеров чтение лекций в традиционной манере «меловой химии» является малоэффективным и непопулярным. С целью повышения интереса к изучаемому предмету и формирования ярких и запоминающихся образов при изучении классического фундаментального курса «Неорганическая химия» наиболее эффективным, на наш взгляд, является мультимедийный метод подачи учебного материала.

Использование справочного материала по общей характеристики элементов и их соединений позволяет показать студенту первого курса в доступной форме высокую химическую активность таких неметаллов как кислород, галогены, щелочные и щелочно-земельные металлы; показать устойчивость молекул простых веществ и их кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства. Слайды с изображением природных минералов и их составов, объектов применения простых веществ и их соединений помогают студентам осознать необходимость знаний по неорганической химии в их реальной жизни, а возможно и в последующей производственной деятельности. Значительно экономится лекционное время для обсуждения более сложных теоретических положений.

При рассмотрении методов получения простых и сложных веществ (водорода, кислорода, галогенов, металлов и т.д.), на наш взгляд, рационально использовать видео фрагменты. Видео фрагменты значительно оживляют лекции и прекрасно воспринимаются студентами, повышая качество усвоения учебного материала и имедж лектора. В процессе просмотра видеофрагментов, студены учатся правильным безопасным приемам работы с лабораторным оборудованием, реактивами, простейшими приборами. Мультимедийные демонстрации учат сбору различных газов, защите окружающих и себя от вредных воздействий химических веществ при работе с ними. Становится возможным увидеть такие ядовитые газы как фтор, дициан, фосген и т.д. В настоящее время запрещено проводить в лаборатории опыты с солями тяжелых металлов, однако знания по свойствам этих веществ (соли ртути, свинца, висмута и т.д.) необходимы. Восполнить этот пробел возможно при использовании видео демонстраций. Так можно ознакомить студентов с получением аммальгам, взрывчатыми свойствами ацетеленидов, роданидов ртути и серебра.

Опыт показывает, что переход первокурсников от школьной поурочной форме обучения к лекционной вузовской протекает крайне сложно. При использовании мультимедийного метода упрощается восприятие лекционного материала, поскольку слово сопровождается слайдом, где формулы и уравнения реакций четко прописаны и не могут быть истолкованы иным способом.

Назад к списку