Управление цепями поставок как фактор развития и конкурентоспособности производства светодиодного освещения в России

А.В. Брыкин1, Г.В. Ефименко2
1 РХТУ им. Менделеева,
2 МГУ им. Ломоносова,
г. Москва


Одним из наиболее быстро развивающихся промышленных рынков в мире является рынок светотехники. Объем мирового рынка общего освещения уже по итогам 2007 г. достиг 91,3 млрд. долл., в 2008 г. составил ~96,1 млрд. долл., к 2012 году рынок имеет перспективу роста до 117,8 млрд. долл.

Самым динамично развивающимся сегментом на мировом рынке освещения является светодиодное оборудование, что напрямую связано с развитием технологий. Если ещё в середине 90-х годов светоотдача светодиодов достигала всего 10 лм/Вт, то в настоящее время промышленные светодиоды обеспечивают 80-100 лм/Вт. К 2012-2015 гг. планируется показатели до 200 лм/Вт, а к 2020 г. - 250-300 лм/Вт. Новые технологии открывают перспективы в расширении номенклатуры изделий.

Направление по разработке и производству светодиодов уже начинает обгонять по экономической эффективности производство традиционных источников света. Это сказывается на объеме мирового рынка светодиодов, который оценивается в 5-6 млрд. долл. в год и к 2012 г. вырастит в два раза.

Россия на сегодняшний день существенно отстает от развитых стран в области внедрения не только светодиодной продукции, но и доли энергосберегающих технологий в экономике в целом. Для России проблема инноваций в освещении является актуальной, т.к. до 30-40 % электроэнергии идет на освещение (среднемировой показатель – 19 %).

Россия обратила внимание на энергосберегающие осветительные приборы позже, чем развитые страны. Сегодня в России эксплуатируется около 1,9 млрд. источников света. Приоритет по использованию осветительных систем принадлежит промышленному сектору (42 %) и жилым помещениям (31,5 %). Наибольшей прогнозируемой емкостью обладают рынки офисных и подъездных светильников, которые согласно прогнозам, должны составить 120 и 96,3 млрд. руб. в период до 2012 гг. При нормализации конъюнктуры и динамики строительства, жилых и нежилых помещений, можно ожидать дальнейший рост российского рынка в этом сегменте в пределах 13-15 %.

При таких масштабах рынка анализ импортных поставок показывает, что на российском рынке представлены практически все ключевые светодиодные бренды. В региональном разрезе в структуре импорта однозначно преобладает азиатское направление поставок. Китаю, Японии и Малайзии принадлежит около 90 % от совокупного объема поставок. Что касается экспортной составляющей в производстве, российские производители практически полностью ориентированы на внутренний сегмент продаж.

Стабильная брендовая структура продаж светодиодов в настоящий момент не сложилась, что подтверждает начальный этап развития внутреннего рынка. В настоящий момент лидером на рынке является американская Semileds (18 %), второе место разделяют между собой Kingbright и Nichia (по 12 %), третье - Alder Optoimechanical (7 %). Данные цифры говорят об отсутствии на данный момент индустрии внутрироссийского производства светодиодного освещения. Отрасль находится в зачаточном состоянии и в лучшем случае ориентирована на сборку приборов на основе импортируемых светодиодов.

В России рынок светодиодного освещения является импортообразуемым – доля иностранных производителей достигает 95-98 % и формируется за счет внутреннего производства на основе иностранных комплектующих. Проблемы, которые препятствуют развитию данной отрасли следующие:

- большинство комплектующих импортируется;

- высокая стоимость производственных фондов;

- большая часть используемых мощностей введена в советское время;

- потребность в инвестициях в модернизацию основных фондов;

- рост предложения с более конкурентными ценами со стороны импортеров

- отсутствие эффективного технического регулирования данного рынка, не отсекающего низкокачественную продукцию из зарубежа.

Существенным фактором роста потенциала отечественных производителей энергоэффективного оборудования могут стать меры государственной поддержки:

- в рамках инициативы «сверху» должны быть приняты законодательные нормы, стимулирующие повсеместное внедрение и использование энергосберегающих технологий за счёт применения светодиодного освещения отечественного производства;

- принять отраслевые технические регламенты, которые заставят как отечественные предприятия, так и импортёров производить светодиодную продукцию по единым стандартам качества;

- создать условия для льготного кредитования предприятий, осуществляющих проекты, связанные с разработкой и освоением перспективных светодиодных технологий.

Нельзя упускать и то, что кроме протекционизма отечественный бизнес также должен перестраиваться. Отечественным производителям кроме освоения технологий по производству светодиодов и осветительных систем на их основе необходимо развивать компетенции в продвижении на рынок собственной продукции, в дизайне, а также внедрять принципы эффективного управления цепями поставок в данном сегменте рынка, освоив кроме технологических переделов, крайне важные для потенциального потребителя сервисные функции, а именно: разработка индивидуальных проектов; логистика доставки готовой продукции; установка и монтаж; гарантийное и пост гарантийное сервисное обслуживание.

Ввиду этого, особым конкурентным преимуществом для отечественных производителей светодиодной продукции может стать эффективное сочетание мер государственной поддержки с технологиями управления в цепях поставок, обеспечивающих оптимальный набор вышеуказанных сервисов для потенциального потребителя. 


Назад к списку