О метриках в процессе конфигурационного управления программного обеспечения

А.В. Юрченко
ЗАО «ЕС-Лизинг»,
г. Тула


На начальных этапах развития дисциплин по разработке программного обеспечения специалисты, занимающиеся конфигурационным управлением (КУ) программного обеспечения (ПО), в силу своей работы с центральными репозиториями, постоянно поставляли различные метрики остальным членам организации, занимающейся разработкой ПО. Различные отделы организации использовали эти метрики для оценки эффективности своей работы и эффектов от проводимых изменений, планирования работы, распределения ресурсов, мониторинга различных процессов.

В последние годы в дисциплинах КУ ПО появилась тенденция вычленять из данных репозитория проектов метрики, которые позволяли бы делать все то же самое, но для людей, процессов и инструментария, которые задействованы непосредственно в самом процессе КУ ПО.

Зачастую, в процессе разработки ПО и, в частности в процессе КУ ПО, возникают ситуации, когда приходится кого-то в чем-то убеждать по тому или иному поводу. Например, можно убеждать руководство в том, что необходимо приобрести новый инструментарий для работы, или убеждать студентов в том, что им следует работать со своими проектами по-другому и лучше. В первом случае у бухгалтеров будут возникать вопросы об экономической целесообразности и отдаче. Во втором случае, обычно, студенты отвечают утвердительно, соглашаются, и далее продолжают работать так же, как и всегда.

Раньше, в большинстве случаев, вся аргументация при попытке изменить процесс разработки ПО и КУ ПО, сводилась к тому, что «все хорошо было продумано», или есть «хорошие ощущения» по поводу предлагаемых изменений. С течением времени пришло осознание того, что несколько численных характеристик могли бы положить конец бесконечным дискуссиям, или помочь обратить внимание студентов, или разработчиков. Начались работы над поиском метрик КУ ПО.

В общем случае метрики могут использоваться для следующих целей:

- Экономии средств: сначала покупается продукт, затем с помощью метрик подтверждаются предсказанные расходы;

- Планирование: оценка и управление ресурсами;

- Страхование: использование ранних индикаторов, которые говорят о том, что возможен уход от запланированного курса;

- Точная настройка: сравнение со значениями эталонных тестов.

Существует множество причин, по которым стоит рассматривать и активно использовать метрики КУ ПО. Например, может понадобиться оправдать руководству различные затраты на процесс КУ ПО, показав ему возврат инвестиций. Так же, может потребоваться получить финансирование на конкретную деятельность, связанную с КУ ПО (инструменты или процессы), и необходимо будет предположить и обосновать объем запрашиваемых инвестиций. После финансирования какой-либо деятельности можно показать спонсору, что затраченные деньги реально оправдали себя и принесли выгоду, или прибыль. Помимо всего перечисленного, метрики, относятся ли они к КУ ПО, или нет, являются ключевыми элементами в улучшении каких-либо процессов, планировании и распределении ресурсов. Метрики и их публикация обеспечат лучшую доступность для деятельностей в организации, которые измеряются и управляются.

Особенностью КУ ПО является то, что процессами КУ ПО зачастую заведуют люди, не имеющие отношения к общим процессам работы, и никто на самом деле не знает, что и зачем они делают. Следовательно, числа являются очень важным инструментом, чтобы убедить окружающих людей в том, что эта дополнительная работа по КУ ПО и в их интересах тоже и в интересах всей команды в целом. 


Назад к списку