Экономическая модель оценки качества окружающей среды

В.И. Ерохов, А.В. Николаенко
Московский государственный технический университет «МАМИ»,
г. Москва


Отработавшие газыНТС содержат около 1000 наиболее распространенных химических соединений в виде продуктов неполного сгорания, продуктов частичного и термического разложения топлива. Большинство из них вредны для здоровья человека, животного и растительного мира.

Ведущая концепция гармонизированного развития современного общества и природы может быть представлена в виде предотвращенного социально-экономического ущерба. Понятийный аппарат и аналитические методы оценки масштабных материальных затрат и социально-экономического риска в современной экологии до настоящего времени не разработаны. Известные целенаправленные работы в данной области носят постановочный информационный характер [2,3].

МГТУ «МАМИ» разработана общая методология социально-экономической и экологической оценки воздействия развитой автомобилизации на окружающую среду. Цель настоящей работы является фрагментарное представление метода социально-экономического ущерба выброса ВВ современных НТС. Задачей данной работы является оценка ущерба на национальном уровне при определенных допущениях и ограничениях по разработанной методологии (неполной модели).

Суммарный социально-экономической ущерб наносимый окружающей среды отрицательных последствий загрязнения ОС (Mэу) при осуществлении хозяйственной деятельности приведен включает ущерб экономической системе национальной экономики страны (Mнэ), социально-экономический ущерб населению страны и материальной культуре (Mнс) и ущерб природно-ресурсной и климатической среде (Mпр)

(1)

Экономический ущерб от загрязнения атмосферного воздуха для отдельного источника определяется по обобщенной зависимости

, руб/т (2)

где g-нормативная константа, переводящая условную оценку ВВ в денежную при оценке годовых выбросов, g = 0,0497 руб./усл. т; s - показатель относительной опасности загрязнения атмосферы над различными территориями, равный 46,67 для различных территорий на период 2001 г для (для жилых районов города с высотной застрой, включая улицы, магистрали и парки s = 5); f – поправка, учитывающая характер рассеивания примесей в атмосфере, равная 12; Мвв – приведенная к СО масса ВВ годового выброса из источника (с учетом относительной агрессивности), год [1].

Приведенная масса годового выброса ВВ системных источников может быть определена по формуле

(3)

где mi - масса годового выброса i-го вредного вещества транспортным средством. т/год; N – общее число выбросов ВВ, выбрасываемых в атмосферу; Аi– показатель относительной агрессивности различных примесей, выбрасываемых в атмосферу.

Показатель относительной агрессивности Аi учитывает относительную опасность присутствия примеси в воздухе (аI) и действие на природу, включая человека (dI). Значения Аiдля токсичных компонентов, содержащихся в ОГ исследуемого двигателя. Массу годового выброса i-го вредного вещества mi можно найти по зависимости

(4)

где Н – годовая наработка автомобиля, км mig- выброс i-го вредного компонент на g - режиме, г/км; аi-коэффициент учитывающий продолжительность работы НТС на i-том нагрузочном режиме; К - количество учитываемых нагрузочных режимов.

Зная Gвоз и определяя концентрацию i-го компонента на каждом режиме можно найти mig. Значения показателя относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха над различными территориями изменяется в диапазоне 1…300.

Величина суммарного базового выброса ВВ выбрана постоянной и соответствует среднесуточному ПДК населенных пунктов значению СО (мг/м3). Сравнивая эту величину с санитарными нормами можно составить уравнение

(5)

где gсо - удельный вес компонента; масса ОГ; - относительная вредность компонента ОГ.

Методика оценки ущерба первоначально учитывает категорию воздействия количество случаев заболевания, массe потерянного урожая, площадь требуемой для ремонта или замены НТС, а затем определяют денежный эквивалент негативного воздействия (ущерба). Функции зависимостей «воздействие–эффект» связывают увеличение уровня концентрации выбросов ВВ с ожидаемым негативным эффектом. Загрязнение атмосферы наносит значительный социально-экономический и материальный ущерб.

Эффект затрат по защите ОС проявляется на первичном и конечном уровнях. Первичный эффект заключается в снижении отрицательного воздействия на ОС и улучшение ее состояния. Компоненты эффекта отражают снижение выброса ВВ в атмосферу, улучшение качества почвы, водоемов и сокращение уровня шума. Конечный эффект (социально-экономический) учитывает повышение жизненного уровня населения, эффективности общественного производства и увеличении национального богатства.

Метод определения предотвращенного ущерба позволяет оценить эффективность планируемых экологических мероприятий. Суммарные приведенные затраты по снижению экологического ущерба представлены зависимостью

(6)

где Спр - приведенные затраты с учетом дополни­тельных капитальных вложений и эксплу­атационных расходов, направленных на снижение загрязнения окружающей среды; Екп - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений равной 0,15; Ко и DКсу - основные и дополнительные капитальные вложения, направленные на снижение ущерба, наносимого ОС; Сэ и DСэсу - основные и дополнительные эксплуатаци­онные расходы, связанные со снижением ущерба, наносимого окружающей среде; У и DУ - соответственно общий ущерб и его сни­жение, связанные с осуществлением природоохранительных мероприятий.

Дополнитель­ные капитальные вложения (DКсу) и эксплуатационные расходы (DКэсу) по абсолютной величине должны быть не выше народнохозяйственного и экологического эффекта, полученного в результате внедрения экологических мероприятий. Величина минимальных приведенных за­трат, учитывающих текущие затраты в сфере эксплуатации транспорта, и капитальные затраты на создание эффективных тран­спортных коммуникаций, представлена выражением.

(7)

где Спз - приведенные затраты; Стз - текущие эксплуатационные затраты; ЕН -нормативный коэффициент эффективности капи­таловложений; КПС - капитальные затраты на совершенствование эксплуатационных свойств подвижного состава; SУI - суммарная ущербность в смежных отраслях народного хозяйства (здравоохранение, культура и др.).

В результате выполненного комплекса исследований разработаны критерии и параметры оценки эффективности мероприятий качества окружающей среды. Отмечено, что большинство развитых стран затрачивают на поддержание и стабилизацию экологической безопасности 2…3% ВНП, а улучшение экологической обстановки требует не менее 5 %. В нашей стране эта цифра не превышает 1 %. В России экологический ущерб достигает 10 % в год, а затраты на природоохранные мероприятия не превышают 1 %.

Расчетный годовой ущерб экосистемам от загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта по РФ составляет 50,0 млрд. руб. Масштабный перевод НТС на альтернативные виды топлива позволяет существенно увеличить предотвращенный ущерб ОС.

Список литературы

1. Ерохов В.И. Оценка экологической безопасности соврменных автотранспортных средств / В.И. Ерохов, А.В. Николаенко. - Жур. “Трансп. на альтер. топл.”, N1. - 2009. - С. 66-70.

2. Белов С.В. Охрана окружающей среды / С.В. Белов, Ф.А. Барбинов, А.Ф. Козъяков. – М.: Высш. шк., 1991. - 319 с.

3. Малов Р.В. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды / Р.В. Малов, В.И. Ерохов, В.А. Щетина, В.Б. Беляев. - М.: Транспорт, 1982. – 240 с.


Назад к списку