Мониторинг проблемы переработки и утилизации отходов в Тульской области. Часть 2

М.И. Буденков,
ТРО ООО «Центр экологической политики и культуры»,
Комиссия по экологической безопасности и охране окружающей среды Общественной палаты Тульской области,
г. Тула
В.М. Панарин, В.А. Сметанова, А.А. Зуйкова
Тульский государственный университет,
г. Тула


Обычный неподготовленный человек при слове «отходы» представляет себе то, что создает дискомфорт: мусор, свалки, плохой запах, возможность различных заболеваний из-за болезнетворных бактерий. Специалист в области обращения с отходами, скорее всего, начнет говорить о законодательных, финансовых, научных и практических трудностях, огромности проблемы, куда неподготовленному человеку путь заказан.

Отходы производства и потребления такая же неотъемлемая составляющая как вода, воздух, пища. Человек не может жить без воздуха, воды, питания, он не может жить и без продуктов своей жизнедеятельности.

Высокоразвитое общество оценивается, в том числе и сточки зрения образования количества отходов. Чем более благополучное общество, тем больше оно потребляет продукции, и тем больше образуется вторичных материальных ресурсов. В нашей стране сложился традиционный приоритет производства первичной продукции и недооценка вторичных ресурсов. Подобный подход обусловлен. Прежде всего, громадностью нашей страны, масштабностью территории, богатством природных ресурсов. Мы более и дольше других стран имели и имеем возможность интенсивного развития. До сих пор в России имеются огромные неосвоенные территории. Это и сегодня еще позволяет русскому человеку пользоваться подходом «авось». Но для регионов России, где плотность населения высокая и очень высокая такой подход «гром не грянет…» стал просто сверхопасен. Диалектика развития страны уже жестко диктует необходимость пересмотра приоритета продукции любой ценой.

Обратимся к терминологии. Что сегодня понимается под словом «отходы»? Отходы производства и потребления – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также утратившие свои потребительские свойства товары (продукция), которые не могут в дальнейшем использоваться в месте их образования или обнаружения и от которых их собственник избавляется, имеет намерение или должен избавиться путем утилизации или удаления.

В законодательных актах акцентируются определения отходов производства, отходов потребления, отходов инертных, отходов опасных, отходов твердых бытовых.

Сегодня в России и в мире сложились два основных подхода к теме «отходы». Первый – экономический. Главным здесь является тезис «Отходы в доходы». Отходы или вторичные материальные ресурсы должны служить дальнейшему получению прибыли. Другой – экологический – как одно из решений экологического благополучия среды обитания человека. Подходы эти имеют теснейшую взаимосвязь и взаимозависимость. Имеется достаточно примеров тому.

В Вене построен завод по сортировке и переработке пластмасс из бытовых отходов.

Во Франции разработан способ переработки жидких промышленных и бытовых отходов с окисью кальция. Полученный продукт используется в дорожно-строительных работах и в сельском хозяйстве.

Японские специалисты ведут исследования по предпиролизной обработке отходов кислородом, паром, хлором, аммиаком и соляной кислотой, что позволяет получить новое химическое сырье.

В США, Японии и Германии действуют установки, использующие бытовой мусор с полимерными отходами для производства пара и электроэнергии.

В нашей стране накоплен свой огромный уникальный опыт переработки вторичных материальных ресурсов с использованием их, практически, во всех отраслях народного хозяйства: энергетике, металлургии, химии, сельском хозяйстве.

На базе вторичных ресурсов создано много уникальных технологий. Речь сегодня идет лишь о том, чтобы была осознана значимость проблемы на уровне всех ветвей власти, бизнеса и гражданского общества.

Так в Тульском регионе, как и в других регионах страны, ярко выражена тенденция увеличения образования отходов. Статистика показывает, что за период с 2000 до 2005 года объем отходов производства и потребления увеличился с 1751,4 тыс. тонн до 3525,8 тыс. тонн, т.е. практически в 2 раза, и вектор роста продолжает сохраняться. Цена вопроса – миллиарды рублей, которые в значительной степени можно вернуть в народное хозяйство нашего региона.

Традиционный вопрос: «С чего начать?». Ответ на него может быть дан такой. Необходимо определиться с инициатором работы с отходами. Кто главный? Мне представляется, что это должен быть бизнес. И, мне кажется, что приоритет здесь должен быть у Тульской торгово-промышленной палаты как самой сильной в регионе бизнес-структуре, обладающей всеми необходимыми ресурсами, финансовыми, управленческими, научными. ТТПП совместно с законодательной и исполнительной властью другими заинтересованными организациями могут инициировать принятие регионального закона «Об отходах производства и потребления».

Другим важным направлением может стать привлечение необходимых инвестиций. Лишь объединенные усилия бизнеса позволят преодолеть один из самых сложных, и затратных моментов, начальный этап: мониторинг проблемы, выбор наилучших доступных технологий, разработка проектно-конструкторской документации, получение разрешительных документов (лицензий), привлечение организаций с хорошей репутацией и опытом работы, подготовка и строительство необходимых полигонов промышленных и твердых бытовых отходов.

Еще один немаловажный вопрос о привлечении к теме предприятий малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Для них должна быть упрощена процедура вхождения в деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов.

Опыт решения в сфере обращения с отходами накоплен в наших мегаполисах. Недалеко от Санкт-Петербурга в поселке Горелово сегодня перерабатываются более 90% фракций бытовых отходов. Новая опытно-промышленная установка позволяет получать из пластмассы, резины, кожи, древесины, пирокарбон и жидкие смолы. Эти продукты используются при строительстве автомобильных дорог в качестве добавок, улучшающих свойства асфальтобетона. А жидкие смолы – отличный заменитель дефицитного битума.

Накоплен громадный опыт в Москве и Подмосковье.

Сейчас предлагаются и технологии переработки отходов, что называется «с колес». Срок существования отходов 3-5 часов без создания необходимых мест для хранения и захоронения.

Разработана база и теория технологии работы с отходами промышленности будущего – подземная универсальная система утилизации, годная для большинства промышленных предприятий в наиболее экологически неблагополучных регионах, предусматривающая утилизацию и переработку отходов в замкнутых системах и ограниченных пространствах.

По праву 2008 год можно назвать годом возвращения проблематики охраны окружающей среды на передний край приоритетных направлений Российской политики. В 2008 году российские экологи впервые отмечали и свой профессиональный праздник – День эколога, учреждение которого, безусловно, повышает имидж и престиж природоохранной работы в общественном мнении.

2008 год был богат и на официальные события самого высокого уровня, связанные с экологической проблематикой. Так основной темой визита Президента РФ Д.А. Медведева на Южный Урал стали экологические проблемы, которые обсуждались на совещании с общественными экологическими организациями. Заседание Совета безопасности по вопросу обеспечения экологической безопасности России, состоявшееся в Кремле 30 января 2008 года, также отчетливо продемонстрировало понимание важности проблемы охраны окружающей среды на самом высоком государственном уровне. В выступлении Президента РФ на заседании Совбеза нашли свое отражение несколько ключевых позиций по месту и роли экологических проблем в социально-политическом и экономическом развитии России. Фактически по результатам январско-февральских мероприятий были определены основные направления деятельности по оздоровлению экологической обстановки в стране и совершенствованию системы государственного регулирования в этой сфере.

Наиболее радикальным следует признать предложение по установлению порядка экологического нормирования по образцам наилучших доступных технологий. При этом предлагается отказ от практики индивидуальных разрешений, выделение целевых зон (промышленные, рекреационные, природные) с различными показателями уровня воздействия. Обозначены задачи повышения экологической ответственности российских корпораций, изменение системы экологических платежей, сокращение количества «экологических поборов», связанных с получением разрешительных документов, пересмотра отношения к «грязным производствам» в плане их перепрофилирования или закрытия в зависимости от ситуации, которая складывается в регионе или в конкретном населенном пункте.

Вместе с тем отмечается:

- темпы утилизации промышленных и бытовых отходов в разы отстает от темпов их образования;

- количество накопленных в шламохранилищах, на полигонах и свалках отходов производства стремится к 100 млрд. т.;

- средний показатель использования и обезвреживания отходов в промышленности составляет 43,3 %, а твердые бытовые отходы от коммунального сектора практически в полном объеме подвергаются прямому захоронению.

Такое пренебрежение к проблеме использования отходов приводит к прямым потерям для экономики нашей страны – согласно экспертным оценкам потенциал рынка рециклинга отходов (вторичных материальных ресурсов) в России может составить не менее 500-550 млрд. руб.

По данным Тулстат (данные за 2007 год) в нашем регионе накоплено порядка 90 млн. тонн отходов производства и потребления, годовое образование отходов составило 3511,2 тыс. тонн по промышленности и 2441,2 тыс. тонн по бытовым. И сегодня отмечается стойкая тенденция роста количества образования отходов. Необходимость рения задач по сокращению накопленных отходов и повышению уровня использования и обезвреживания отходов не у кого не вызывает сомнений. Но в рамках одного предприятия подобное решение трудно. Нужны коллективные действия. Исходя из этого, представляется целесообразным вести речь о разработке проекта программы «Основные направления инвестиционной деятельности по развитию отрасли по обращению с промышленными и бытовыми отходами на территории Тульской области» и проекта создания «Регионального центра по сбору, переработке и утилизации промышленных и бытовых отходов» с возможностью обслуживания и других регионов, в первую очередь, соседний с Тулой. Опыт организации подобных центров имеется в Ярославле, Самаре, Москве, Санкт-Петербурге. Основываясь на положениях ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЦП «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 гг.)» и подпрограммы «Отходы», постановлениях и распоряжениях государственных структур, учитывая и поддерживая региональные инициативы, мы хотели бы обратиться с просьбой в администрацию Тульской области, Тульскую областную Думу, к руководителям соответствующих департаментов Тульской области, к представителям бизнеса, власти и науки поддержать инициативу разработки программы «Основные направления инвестиционной деятельности по развитию отрасли по обращению с промышленными и бытовыми отходами на территории Тульской области» и проекта создания «Регионального центра по сбору, переработке и утилизации промышленных и бытовых отходов».

В рамках этого мероприятия по теме «Отходы» было проведено 2 заседания Тульской торгово-промышленной палаты, на которых участники поддержали идею создания Межрегионального центра по сбору, переработке и утилизации промышленных и бытовых отходов жизнедеятельности людей. ОАО «Трансмаш» г Белев и ОАО МТЗ «Трансмаш» с ассоциацией «Вторресурсы» выступили с инициативой проведения такой работы и готовы предоставить свою промышленную площадку и необходимое оборудование по месту своего нахождения в г. Белев.

Было решено создать Центр на базе ОАО «Трансмаш» (г. Белев) и ОАО МТЗ «Трансмаш» с ассоциацией «Вторресурсы» (г. Москва). Кроме того, проведены Общественные слушания на предприятиях ОАО «Щекиноазот» и ОАО «РТИ», которые представили свои подходы и методы утилизации и переработки собственных отходов производства.

Для повышения результативности в решении проблемных вопросов в указанной сфере была скоординирована деятельность муниципальных образований, служб надзора и контроля по улучшению экологической ситуации в области, в том числе по инвентаризации объектов размещения отходов, принятию мер по соблюдению требований при обращении с отходами производства и потребления, их утилизации. Управлением Роспотребнадзора по Тульской области направлены предложения в администрацию Тульской области о необходимости ускорить реализацию целевых программ, предусмотрев в них необходимые организационные и практические мероприятия по данному направлению. Инициировано взаимодействие с органами Ростехнадзора по проведению совместных плановых мероприятий, приняты меры по повышению эффективности работы при осуществлении надзора за обращением с отходами производства и потребления.

Кроме того, через средства массовой информации ведется работа с жителями города и владельцами всех форм собственности, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами производства и потребления по наведению порядка на территориях частных домовладений, соблюдению чистоты на улицах, выполнению требований санитарного законодательства на объектах, а также их информирование о санитарно-эпидемиологической обстановке и принимаемых службой мерах.

Еще один важнейший аспект – роль сознания, культуры и образования. Мы должны четко представлять, что вопрос защиты среды своего обитания, вопрос обращения с отходами можно решить лишь при соответствующем уровне культуры нашего общества.

В настоящее время готовятся обращения в Администрацию Тульской области, Тульскую областную Думу, руководителям соответствующих департаментов Тульской области, представителям бизнеса, власти, общества и науки с просьбой поддержать инициативу разработки проекта программы «Основные направления инвестиционной деятельности по развитию отрасли по обращению с промышленными и бытовыми отходами на территории Тульской области» и проекта создания «Регионального центра по сбору, переработке и утилизации промышленных и бытовых отходов».

Список литературы

1. Статистический сборник Федеральной службы государственной статистики по Тульской области «Отходы производства и потребления в Тульской области - 2007».

Часть 1 | Часть 2


Назад к списку