Экологически устойчивое развитие муниципальных образований: опыт фонда «Устойчивое Развитие»

Бутовский Руслан Олегович,
Программный Директор
Фонд « Устойчивое Развитие»,
г. Москва


АННОТАЦИЯ.На основании опыта Фонда «Устойчивое Развитие» (Москва, Россия)по реализации 5 Программ, приведены 10 методологических подходов, необходимых для успешной реализации программ по экологически устойчивому развитию муниципальных образований.

Summary. Based on the experience of Fund for Sustainable Development (Moscow, Russia) on the practical implementation of 5 Programs, 10 methodological approaches important for ecologically sustainable development of municipalities are reviewed.

Российская некоммерческая организация Фонд «Устойчивое Развитие» (ФУР) работает с муниципальными образованиями с 2005 г. в рамках нескольких крупных программ, которые финансировались или со-финансировались Агентством США по Международному Развитию (АМР США):

· Программы РОЛЛ («Распространение опыта и результатов/Replication of Lessons Learned») в Раунде 15 – Модельные сообщества/Star Communities, 2005-2006;

· Программы «Окружающая среда и здоровье населения на территориях присутствия предприятий, вхлдящих в алюминиевый комплекс», 2005-2006;

· Программы «Инициативы модельных сообществ/Star Communities Initiatives» ,2006-2007;

· Программы «Окружающая среда и здоровье населения в г. Невинномыске и других регионах присутствия компании ОАО МКХ «Еврохим» , 2006-2009 и

· Программы Поддержки развития муниципальных образований/Community Development Support Program (ПРМО/CDSP), 2006-2009.

За четыре года в рамках Программ было выполнено 174 проектов в 53 муниципальных образованиях, расположенных в 15 субъектах РФ (от Смоленской области до Приморского края).

Общая цель Программ - устойчивое развитие муниципальных образований (МО) через финансовое и консультативное содействие решению их экономических, социальных и экологических проблем.

Учитывая финансовые возможности Программ (средняя сумма одного гранта составляла 20 тыс. долларов США, продолжительность – один год), для их выполнения Фондом был разработан и применен ряд методологических подходов/практик, которые позволили повысить успешность устойчивого развития МО, в том числе и результативность решения экологических проблем.

1. Конкурсный отбор лучших проектов. Основным механизмом, используемым ФУР для стимулирования участия муниципальных образований в Программе, было предоставление целевого финансирования проектам МО на конкурсной основе. Фонд гласно и открыто объявлял конкурсы, собирал проектные заявки и проводил их экспертизу. Каждую заявку оценивали независимые внешние эксперты и эксперты ФУР по балльной шкале. Список заявок, рекомендованных ФУР к финансированию, утверждали на заседании независимого органа – Координационного Совета или Консультативного Комитета ФУР, в состав которого входили представители государственных, некоммерческих и бизнес-организаций. Все результаты конкурсов были открытыми и доступными на вебсайте ФУР. Наличие конкурса позволяло обоснованно отбирать и предоставлять финансирование лучшим проектам.

2. Работа с Консорциумами/Комплексами проектов.По опыту ФУР финансирование Комплекса проектов на территорииодного МОспособствует повышению эффективности реализации проектов и достижению синергетического эффекта от мероприятий при управлении ресурсами, повышении активности местного сообщества, укреплении партнерских связей. Выполнение нескольких проектов в одном МО, связанных общей целью - улучшением благосостояния граждан, по опыту ФУР, является более эффективным и результативным, чем выполнение одного проекта. В то же время учитывая размеры финансирования одного проекта (до 25 тыс. долл./ год) результаты могут быть ощутимыми только на муниципальном уровне, в небольших МО. Поэтому, по условиям конкурса Комплекс мог включать от 2 до 5 разнотематических проектов, а мероприятия - выполняться в городах и поселках с населением от 3 000 до 100 000 жителей.

3. Общероссийский охват.Несмотря на то, что некоторые Программы были региональными, ФУР стремился к распространению опыта на всю территорию РФ, поскольку МО повсеместно сталкиваются со сходными проблемами. Кроме того, работа в разных субъектах РФ, расположенных в различных климатических зонах, позволило выявить специфические проблемы и предложить региональные подходы к их решению.

4. Поддержание эффективной инфраструктуры ФУР.Успешное управление Программами по развитию МО на обширной территории России невозможно без создания и поддержания эффективной организационной структуры Фонда. ФУР в течение 12 лет сотрудничает с партнерской сетью из 4000 российских организаций, имеет собственную сеть Региональных Центров (в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Улан-Удэ и Хабаровске), тесные связи с федеральными и региональными министерствами и ведомствами, Общественной Палатой, Советом Федерации, российскими и зарубежными донорскими организациями.

5. Максимальное вовлечение местных жителей в процесс решения проблем муниципального образования.Залогом успеха выполнения муниципальных проектовявляется вовлечение членов МО в процесс принятия решений, отстаивание собственных интересов и общественную экспертизу новых проектов с целью повышения активности и прозрачности, происходящих в сообществе процессов, а также мотивирование молодежи к участию в жизни сообщества. В частности, все заинтересованные стороны в муниципальных образованиях выявляли приоритетные направления их развития, участвовали в составлении заявок и выполнении мероприятий в случае их финансирования Фондом. По условиям конкурсов заинтересованные стороны должны были подписать Меморандум о сотрудничестве и представить письма поддержки запланированным мероприятиям. Одна из задач Программ - запустить механизмы коллегиального принятия решений всеми заинтересованными сторонами в местных муниципалитетах и содействие развитию гражданского общества.

6. Реализация практических мероприятий и достижение конкретных результатов для повышения устойчивости местного и регионального развития. ФУР считает принципиально важным, чтобы проекты носили конкретный характер, чтобы после их выполнения в МО остались материальные «следы», длительное время улучшаюшие жизнь граждан. Кроме того, выполнение конкретных проектов, по опыту ФУР, позволяло сплачивать различные партнерские организации и население МО вокруг всем понятного «общего дела» и приносило долговременный эффект, важный для его устойчивого развития.

7. Содействие формированию партнерских альянсов и сотрудничеству различных заинтересованных сторон. Успешность проектов определялась вовлечением в процесс развития МО местных муниципальных органов власти (администраций), некоммерческих организаций (НКО) и бизнес-структур, а также представителей организаций, предоставляющих услуги сообществу, таких как образовательные и медицинские учреждения. Некоторые Программы привлекли внимание бизнес-ассоциаций и бизнес-альянсов к некоторым МО, что может быть в перспективе исключительно важным для решения задачи их устойчивого развития.

8. Содействие формированию Фондов местного самоуправления (ФМС).Напрямую Программы не финансировали создание Фондов в МО, но по опыту ФУР, выполнение энерго- и ресурсосберегающих проектов в МО, рассматривалось как один из механизмов инвестирования сэкономленных средств через ФМС в другие приоритетные социальные проекты МО гласно, открыто и при активном участии местных жителей.

9. Образовательная деятельность ФУР по теме «Устойчивое развитие МО » необходима для обучения жителей муниципальных образований, представителей местных органов власти, НКО и предпринимателей методам решения проблем МО на основании коллективных действий. ФУР на базе своих Региональных Центров постоянно организовывал обучающие семинары с привлечением ведущих специалистов в области муниципального управления и на постоянной основе консультировал по вопросам местного самоуправления и устойчивого развития.

10. Широкое распространение наиболее успешного опыта и технологий устойчивого развития МО.В рамках Программ успешный опыт широко распространялся горизонтально (в соседние МО) и вертикально (с муниципального на районный и областной уровни). На федеральном уровне ФУР распространял опыт через общероссийские семинары и конференции, средства масс-медиа, вебсайт, «Кодекс лучших практик». Это способствовало широкому общероссийскому внедрению новых инструментов устойчивого развития МО.

Список литературы

1.Бондарчук Е.А. Программа РОЛЛ в России. Меняя жизнь к лучшему / Е.А. Бондарчук [и др.]. -. 2002. ИУС. Изд-во TTS. - 84 с.

2. http://fund-sd.ru

3. Программа ПРМО. Кодекс лучших практик. 2009. (в печати).


Назад к списку