Возможности естественной природной среды для медицинской и социально-психологической реабилитации школьников

Д.С. Ермаков, А.И. Клычкова, А.Б. Котков, Н.С. Михалюк, Г.Д. Петрова
Новомосковский филиал университета РАО,
Детский оздоровительно-экологический центр,
г. Новомосковск


Интенсивное антропогенное воздействие приводит к конфликту между развитием промышленности, урбанизацией и необходимостью сохранения естественных природных комплексов, оказывающих положительное влияние на здоровье человека. В связи с этим важной проблемой экологии человека является разработка научных основ оптимизации состояния здоровья во взаимосвязи с факторами среды обитания.

Особенно чувствителен к качеству среды обитания детский организм, для которого характерны такие возрастные особенности, как неодновременность темпов роста, неравномерность созревания функциональных систем. В настоящее время среда жизнедеятельности школьника, претерпевает значительные изменения. Современная социально-экономическая ситуация требует адаптации к большому объему физических и психических нагрузок. Кроме того, возникают новые формы организации учебного труда, коммуникаций, требующие переключения, быстрой ориентации в новых условиях.

Цель проекта «Медицинская и социально-психологическая реабилитация школьников в условиях естественной природной среды», который с 2007 г. выполняется учеными Новомосковского филиала Университета Российской академии образования на базе МОУ ДОД «Детский оздоровительно-экологический центр» (ДОЭЦ) г. Новомосковска Тульской обл. при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда – разработка концепции и модели организации муниципального детского эколого-образовательного и реабилитационного центра в зоне экологического неблагополучия, в котором в качестве базовых компонентов образовательной среды включены природные объекты и комплексы, а образовательно-оздоровительный процесс строится на основе природоориентированной деятельности обучающихся в естественной природной среде.

В ходе анкетирования выявлено в целом положительное отношение педагогов, учащихся (в том числе с ослабленным здоровьем, с ограниченными возможностями, девиантным поведением), родителей, экспертов к обучению и оздоровлению на природе (тренинги, интерактивные упражнения, подвижные игры, спортивные занятия, верховая езда, иппотерапия). Разработаны и апробированы методики образовательно-оздоровительной работы на основе природоориентированной деятельности обучающихся в естественной природной среде (тренинги, интерактивные упражнения, подвижные игры, спортивные занятия, верховая езда, иппотерапия).

Обоснованы критерии оценки развития детей показатели физического здоровья психологического статуса – индекс Кетле, индекс Робинсона, индекс Скибинского, индекс Шаповаловой, индекс Руфье, мотивация отношения к природе, волевая саморегуляция, ситуативная и личностная тревожность, самооценка психических состояний, коммуникативно-организаторские склонности, психическая активность, эмоциональный тонус, структура личности по Кеттеллу). Выявлены особенности регуляции физиологических функций при взаимодействии с природными объектами и комплексами, в том числе в процессе верховой езды и иппотерапии – нормализация тонуса мышц, увеличение подвижности суставов таза, вырабатка правильной осанки, улучшение ориентировки в пространстве и времени, налаживание координация движений.

Проведено исследование состояния физического здоровья и психологического статуса школьников в возрасте 10–16 лет и детей-инвалидов в возрасте 4–7 лет, занимающихся в ДОЭЦ. В качестве контрольных групп выбраны по методу «копия – пара» дети, не посещающие ДОЭЦ, обучающиеся в школе № 9 г. Новомосковска (здоровые дети) и состоящие на учёте в Центре социальной помощи г. Новомосковска (дети-инвалиды).

Выявлены личностные изменения в условиях непосредственного взаимодействия с природными объектами и комплексами в образовательном процессе. Наиболее существенные (достоверные) отличия экспериментальной группы: преобладание практического и когнитивного типа мотивации взаимодействия с природой (в контрольной группе – эстетический тип); высокий и выше среднего уровень коммуникативных и организаторских склонностей; наличие учащихся с высоким уровнем волевой регуляции; низкие показатели личностной тревожности. Среди детей инвалидов экспериментальной группы выше показатели мышления, восприятия и ниже – тревожности.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о благоприятном значении для реабилитации школьников непосредственного взаимодействия с природой в образовательном процессе.

Доклад подготовлен при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 07-06-00574а.


Назад к списку