Последние конференции
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности, образовании и экологии
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности и экологии
- Современные проблемы экологии
- Экологические проблемы окружающей среды, пути и методы их решения
- Экология, образование и здоровый образ жизни
Условия школьного обучения и состояние здоровья подростков
М.П. Маркова
Тульский государственный
педагогический университет им. Л.Н.Толстого
Кафедра биологии человека и животных,
г. Тула.
В работе рассматривается вопрос о состоянии здоровья подростков, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа. Изучалась степень невротизации школьников, динамика состояния здоровья, режим дня и успеваемость. Показано, что фактор условий обучения влияет на состояние здоровья в комплексе с другими генетическими и средовыми факторами и однозначной зависимости между типом учебного заведения, успеваемостью и состоянием здоровья школьников нет; что высокие учебные нагрузки могут компенсироваться благоприятным психологическим климатом в школе и положительной учебной мотивацией; что улучшению состояния здоровья школьников способствует планомерная комплексная оздоровительная работа.
The article discusses the health status of the teenagers in different educational establishments. The subjects of the investigation were: the degree of child`s neurotization, changes in the health status regimen and their progress in study. It is proved that: the conditions of study influences the health together with other genetic and environmental factors; there is no obvious relationship between the type of the educational establishment, school progress and pupils` health status; high academic load can be counterbalanced by good psychological climate at school and positive study motivation; systematic health improving work contributes to pupils` health status.
За последние десятилетия произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений. У большинства современных детей и подростков диагностируется 2-3, а у учащихся школ нового вида (гимназий, лицеев) — 3-5 хронических заболеваний и функциональных отклонений. По данным НИИ возрастной физиологии РАО примерно 79 % детей школьного возраста страдают пограничными нарушениями психического здоровья [2].
Поэтому в последнее время особую актуальность приобретают здоровьесберегающие технологии обучения, которые включают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся [1, 2].
Главных факторов риска для здоровья в реальной деятельности школы три:
- фактор условий обучения - обобщает все реальные санитарно-гигиенические условия учебного процесса;
- фактор нагрузки учебной - обобщает всю информационную сторону учебного процесса и организацию обучения;
- фактор взаимоотношений - обобщает стиль взаимоотношений педагога и учащегося, включая оценку результатов его учебной деятельности [1].
Роль каждого из этих факторов неоднозначна и в работе конкретной школы может играть как положительную, так и отрицательную роль как вместе, так и по отдельности.
Целью нашего исследования стало выявление связи между состоянием здоровья школьников и условиями их обучения. В исследовании приняли участие 126 старшеклассников. Работа проводилась в течение 2002-05 гг. на базе Гимназии № 1, школ № 15 и 36 г. Тулы, школы № 20 г. Щекино и школ № 2 и 3 г. Алексина Тульской области.
Выбор этих образовательных учреждений был не случаен:
школы № 36 и № 2 – обычные общеобразовательные школы;
школа № 15 – общеобразовательная школа с валеологическим образовательным компонентом, реализуемым в процессе преподавания биологии;
гимназия № 1 – пример инновационного образовательного учреждения;
школы № 20 и № 3 – учебные заведения, работающие по программе школ Здоровья (ШЗ). Идея создания таких школ возникла в 1990 году. Ее поддержали в 40 странах мира. В России проект реализуется в виде эксперимента в различных регионах нашей страны с 2000 г. Существенное отличие таких школ — в комплексном подходе к пониманию проблем здоровья [1].
Школа № 20 г. Щекино, на момент проведения работы, - одна из лучших школ области, с точки зрения организации здоровьесберегающей работы. При финансовой поддержке международного института «Открытое общество» (фонд Сороса) в школе проводились комплексные медицинские осмотры, было организовано расширенное медицинское обслуживание детей (массаж, физиотерапия, стоматология, фитотерапия, витаминизация) и психологическая помощь. Была также произведена замена школьной мебели, организован тренажерный зал, введена динамическая пауза в режиме дня учебного заведения, а информация о здоровом образе жизни и ценности здоровья внедрена в учебный процесс.
Нами был проведен стандартный тест [2] на определение степени невротизации, изучены данные школьной медицинской статистики, проведен анализ продолжительности основных режимных моментов у десятиклассников и выявлен средний балл успеваемости за 1 полугодие.
В таблице 1 представлены данные по уровню невротизации и успеваемости старшеклассников. Степень невротизации оценивается как допустимая при балльных значениях до 42, от 43 до 56 – как повышенная, свыше 56 - как высокая.
Следует отметить, что только некоторые из обследованных школьников показали высокий уровень невротизации, т.е. набрали при тестировании более 56 баллов, и все они учатся в гимназии.
В целом, самый высокий уровень невротизации обнаружен у старшеклассников гимназии, школ № 2 и № 15. он характеризуется как повышенный и достоверно отличается от результата учащихся школы № 36, у которых обнаружен допустимый уровень невротизма.
Неоднозначны результаты ШЗ: в школе № 20 получен довольно высокий уровень невротизма учащихся. Однако, этот результат, является промежуточным и достоверно не отличается ни от гимназии и школы № 15, ни от школы № 36. в школе же № 3 уровень невротизации чуть выше нормы и достоверно отличается от результатов гимназии и школы № 15, а также школы № 2.
Таблица 1
Средний балл успеваемости и уровень невротизации учащихся 10 классов
Исследуемый параметр |
Образовательное учреждение | |||||
школа №20 |
гимназия №1 |
школа №15 |
школа №36 |
школа №3 |
школа №2 | |
уровень невроти-зации |
43,59±1,6 |
45,90±2,4 |
45,95±1,3 |
40,77±2,0 |
42,84±1,3 |
47,31±1,7 |
средний балл |
4,19±0,1 |
4,67±0,1 |
4,07±0,1 |
4,20±0,1 |
4,18±0,1 |
4,06±0,1 |
Сравнение данных по невротизации с уровнем успеваемости учащихся показало (Табл.1), что самая высокая успеваемость наблюдается в гимназии, а самая низкая - в школах № 2 и № 15, где зафиксирован самый высокий уровень невротизации обследованных. Таким образом, однозначной зависимости между степенью невротизации и успеваемостью обнаружить не удалось. Вероятно, уровень невротизации может определяться не только учебной нагрузкой, но и другими факторами: благоприятной атмосферой в школе, отношениями с учителями и одноклассниками, отношениями в семье и т.д. индивидуальный анализ результатов обследованных также показывает, что уровень невротизации не зависит напрямую от успеваемости ребенка: повышенная и нормальная невротизация имеет место и у отличников, и у хорошистов, и у троечников в любой школе.
Анализ продолжительности основных режимных моментов (Табл. 2) показал, что самую большую учебную нагрузку испытывают гимназисты. Продолжительность пребывания на свежем воздухе не укладывается в пределы нормы в гимназии (здесь она в 2 раза ниже), а также в школе № 2, где мы наблюдали самый высокий уровень невротизации. Недостаточная продолжительность сна у гимназистов и учащихся школ № 15 и № 2. достаточное количество приемов пищи наблюдается только в школах № 20 и № 36.
При изучении состояния здоровья детей мы обнаружили, что результаты школы № 20 выделяются среди остальных очень высоким процентом заболеваемости. Это связано с тем, что перед началом работы по программе «Здоровье» было проведено тщательное обследование детей, которое позволило выявить ранее не зафиксированные заболевания.
Таблица 2.
Продолжительность основных режимных моментов учащихся 10-х классов (в час.)
Основные режимные моменты |
Норма |
Учебное заведение | ||||||
школа №20 |
гимназия №1 |
школа №15 |
школа №36 |
школа №3 |
школа №2 | |||
учебные занятия: |
в школе |
6 |
5,0±0 |
6,0±0 |
4,5±0 |
5,0±0 |
5,0±0,3 |
5,5±0,2 |
дома |
4 |
2,0±0 |
3.8±0,6 |
2,3±0,4 |
1,5±0,3 |
1,2±0,2 |
2.8±0,3 | |
пребывание на свежем воздухе |
2-2,5 |
2,0±0 |
1,0±0,3 |
2,2±0,5 |
2,3±0,4 |
2.7±0,4 |
1,4±0.3 | |
сон |
8-9 |
9,0±0 |
7,0±0,3 |
7.7±0,1 |
8,0±0,4 |
8,4±0,4 |
7,4±0,3 | |
кол-во приемов пищи |
4 |
4,0±0 |
3,0±0,1 |
3,0±0,2 |
4,0±0,2 |
3,4±0.1 |
3,2±0,1 |
В ШЗ № 20 за 4 года исследований наблюдали снижение количества простудных заболеваний, нарушений опорно-двигательного аппарата, заболеваний ЖКТ и нервной системы, самые низкие показатели по миопии (в 3,5 – 5 раз меньше, чем в других учреждениях), что говорит об эффективности ее работы. Высокий процент эндокринных и простудных заболеваний, возможно, связан с тем, что школа расположена в «чернобыльской зоне» тульской области. Школа № 3 начала работать по программе «здоровье» на 2 года позже, поэтому значительной положительной динамики в состоянии здоровья детей обнаружить не удалось.
Самое высокое количество простудных заболеваний (до 90 % в год) зафиксировано нами в гимназии и обеих ШЗ, но, если в шз наблюдается тенденция к снижению, то в гимназии таковая отсутствует. в школах № 36 и № 15 количество простудных заболеваний относительно стабильное и колеблется в пределах от 42 % до 48 % в год. исключение составляет последний учебный год, когда их количество в школе № 15 упало до 23,8 % в связи с профилактическими прививками против гриппа. Те же прививки в гимназии положительного результата не дали.
Самое большое количество нарушений опорно-двигательного аппарата стабильно наблюдали в гимназии, отрицательную динамику (увеличение количества нарушений) - в школах № 36 и № 15. самый высокий процент по миопии в школах № 36, № 15 и № 2.
По заболеваниям желудочно-кишечного тракта лидирует школы № 20, № 2 и гимназия. Но если в ШЗ № 20 есть тенденция к снижению, то в гимназии процент заболеваний стабилен и примерно в 1,5-2 раза выше, чем в школах № 15 и № 36. это свидетельствует о плохой организации питания школьников, дефиците времени на прием пищи вследствие дисгармоничного построения режима дня. Причиной могут быть также стрессовые ситуации, в том числе и связанные с процессом обучения.
Самый низкий процент эндокринных заболеваний и нарушений нервной системы обнаружен в гимназии. Этот факт можно истолковать двояко. Во-первых, нагрузки, связанные с обучением в гимназии требуют наличия устойчивой психики. Поэтому уже на ранних этапах обучения идет отбор учеников не только по показателям развития интеллекта и творчества, но и по состоянию здоровья, в том числе и нервно-психического. Во-вторых, вполне возможно, что высокая учебная нагрузка компенсируется здесь ярко выраженной учебной мотивацией, интересом детей к обучению, отношениями сотрудничества между учителями и учащимися. Об этом говорит и тот факт, что во второй половине дня жизнь в гимназии продолжается - работают различные кружки, секции, семинары, и ученики положительно характеризуют психологический климат в коллективе учителей и учащихся.
Выводы
1. Фактор условий школьного обучения, безусловно влияет на состояние здоровья учащихся, но иногда его трудно отделить от других факторов, таких как экологическая обстановка в регионе, социально-экономические условия жизни, психологический климат в семье, коллективе сверстников;
2. Большие учебные нагрузки могут частично компенсироваться благоприятным психологическим климатом в школе и положительной учебной мотивацией.
3. Улучшению состояния здоровья школьников способствует планомерная комплексная оздоровительная работа, а единичные мероприятия и не подкрепленное действиями валеологическое образование мало эффективны.
4. Повышенный уровень невротизации десятиклассников - проявление общей тенденции и не определяется типом образовательного учреждения.
5. Уровень невротизации школьника не зависит от его успеваемости. он определяется комплексом генетических и средовых факторов.
Список литературы
1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. - М.: Апкипро, 2002.
2. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях / под ред. О.И. Хомота. - Вестник образования России, выпуск №9. - М.: 2003.