Психолого-педагогические основы проектирования эффективной эколого-просветительской деятельности

Витольд Альбертович Ясвин (V.A. Yasvin),
доктор психологических наук, профессор кафедры проектирующей психологии Института психологии
им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ),
член Центра экологической политики России,
г. Москва


Представлен авторский взгляд на ключевые задачи и содержание экологического просвещения, а также сформулирована система принципов и методов формирования экологической культуры с позиций гуманистической психологии и педагогики, используемая автором для проектирования форм экологической работы с детьми и молодёжью.

Целью эколого-просветительской деятельности является формирование экологической культуры населения, прежде всего, молодёжи.

Для реализации данной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

1. формирование у населения системы представлений о ценности природных ресурсов, об основных положениях стратегии устойчивого развития, о проблемах поддержания здоровья среды и т.д.;

2. формирование гуманного отношения к природе, обеспечивающего психологическое включение животных и растений в сферу действия этических норм;

3. освоение населением экологически безопасных способов природопользования;

4. обучение людей осознанно использовать уникальный потенциал, который заключен в духовном общении с миром природы, для собственного личностного развития;

5. формирование у людей потребности в активной личной поддержке идей устойчивого развития и поддержания здоровья среды.

Формирование представлений об устойчивом развитии, поддержании здоровья среды и ценности ресурсов предусматривает формирование базовых знаний и понимания того, что и как происходит в природе и между человеком и природой, как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

Наибольшее значение имеют представления:

· о единстве человека и природы на глобальном экосистемном уровне (энергетический обмен между биосферой и техносферой и т.п.);

· о единстве человека и природы на уровне социума (взаимосвязь природных условий и характера развития общества, вопросы экономики природопользования, экологическое право и т.п.);

· о единстве человека и природы на уровне человека как биологического организма (взаимосвязь здоровья среды и здоровья человека и т.п.);

· о единстве человека и природы на психологическом, личностном уровне (мир природы как духовная ценность, ценность "общения" с природой и т.п.).

Формирование гуманного, партнерского отношения к природе предусматривает

· воздействие на эстетическую и нравственную сферы человека, пробуждение и укрепление в людях желания беречь природу;

· психологическое включение людьми своих взаимоотношений с животными и растениями в сферу действия этических норм.

Природа рассматривается не столько как «окружающая среда», а в большей степени, как «мир природы», по отношению к которому люди могут проявлять свои чувства (жалость, сопереживание, сострадание и т.д.); именно «мир природы», а не «окружающая среда» оказывается отражаемым в творчестве поэтов, писателей и художников, то есть «мир природы» выступает для человека как личностно значимая, а не только как объективная ценность.

Исследования психологов показывают, что именно гуманное, этическое отношение к природе (а вовсе не формальное знание экологических законов!) является основным регулятором экологического поведения людей, т.е. их действий и поступков, связанных с природопользованием и охраной природы. Формирование гуманного отношения к природе, которому до настоящего времени уделялось гораздо меньше внимания, чем формированию научных экологических знаний, должно занять важнейшее место в содержании деятельности по формированию экологической культуры населения.

Освоение способов экологически приемлемого природопользования предусматривает формирование умения людей экологически грамотно осуществлять ту или иную деятельность, связанную с вторжением в природу.

· способы устойчивого природопользования (причем, не только и не столько в сфере общественного производства, но и, главным образом, в сфере индивидуального природопользования - сбор грибов и ягод, сенокошение, использование химикатов на огороде, утилизация бытового мусора и т.д.);

· способы научного изучения среды и ее здоровья;

· способы деятельности по поддержанию здоровья среды (технологические, биотехнические, экономические, правовые, организационные, образовательные, агитационные) и т.д.

Обучение людей осознанно использовать уникальные личностно развивающие ценности, которые заключены в психологическом общении с миром природы.

Высокий уровень экологической культуры населения предполагает возможность активного использования каждым человеком не только материальных, но и рекреационно-развивающих ценностей природы для своего личностного развития и самосовершенствования. При этом реализуется ряд психологических функций общения с природой:

· эстетическая функция - возможность любоваться красотой форм, наслаждаться приятными запахами, мелодичными звуками и т.д.;

· познавательная функция - возможность наблюдать, узнавать новое и т.д.;

· функция реализации этических потребностей - возможность любить и заботиться о ком-то и т.д.;

· психотерапевтическая функция - снятие стрессовых состояний, снижение возбуждения и т.д.;

· психофизиологическая функция - снижение артериального давления, устранение бессонницы и т.д.;

· реабилитационная функция - повышенное стремление к контактам с природными объектами пациентов психиатрических больниц, воспитанников колоний, детских домов;

· воспитывающая функция - формирование таких личностных качеств как доброта, любознательность, и т.д.

Если целенаправленная образовательная деятельность позволяет людям открыть для себя психологический потенциал общения с природой, как особый природный ресурс, то это не только создает дополнительные возможности для их личностного развития, но и формирует убеждение в уникальной ценности мира природы, что само по себе является серьезным фактором, влияющим на развитие экологически безопасных технологий природопользования.

Обеспечение активного участия широких слоев населения в поддержке идей устойчивого развития и поддержания здоровья среды – важнейший аспект деятельности по формированию экологической культуры.

Необходимо развитие представлений населения, во-первых, об основных идеях и преимуществах стратегии устойчивого развития, и, во-вторых, о деятельности государственных и общественных структур, обеспечивающих возможности реализации данной стратегии (в частности, природоохранных организаций и учреждений):

· о целях их создания и функционирования;

· их роли в сохранении природы региона, страны, планеты в целом;

· их научном и практическом вкладе в решение экологических проблем;

· их роли в гармоничном развитии детей и молодежи.

Важнейшую роль в вовлечении людей в активную природоохранную деятельность могут также играть их представления

· об охраняемых животных, растениях, уникальных природных комплексах, о их культурной, эстетической, духовной и иной ценности;

· о людях, которые посвятили свою жизнь охране и изучению родной природы.

Позитивное отношение людей к природоохранным структурам является наиболее сильным стимулом активной общественной поддержки деятельности этих структур. Формирование положительного отношения людей к требованиям экологического законодательства, к деятельности природоохранных служб предполагает наиболее интенсивную и в то же время наиболее тонкую работу с населением.

Психолого-педагогические принципы определяют выбор соответствующих методов, а также обусловливают процесс проектирования эколого-просветительской деятельности.

Принцип формирования мыслеобразов подчёркивает, чтоотношение к природе не может быть сформировано только на основе экспериментально-логической деятельности, оно опирается также на образы мира природы, возникающие вследствие его эмоционально-эстетического освоения, философского осмысления.

Принцип субъектификации природных объектовобусловливает использование в педагогическом процессе таких методов, которые способствуют формированию этичного, партнёрского отношения к природе.

Принцип содействия миру природы обусловливает формирование партнёрского отношения к миру природы в процессе осуществления экологически значимой деятельности. Данный принцип предусматривает стимулирование стратегии помощи миру природы и освоения соответствующих технологий, позволяющих человеку «участвовать» в процессах, протекающих в самой природе. Это и забота о мальках, оставшихся в пересыхающей луже, и изготовление кормушки для птиц, и посадка деревьев на вырубке.

На основе данных принципов разрабатываются соответствующие методы.

Метод экологических ассоциаций (от латин. — соединение) заключается в педагогической актуализации ассоциативных связей между различными психическими образами в контексте поставленной проблемы. Метод ассоциаций часто используется для установления определенной аналогии между какими-либо естественными проявлениями природных объектов и соответствующим социальными проявлениями. Возникающий при этом мыслеобраз способствует развитию позитивного отношения к изучаемому феномену.

Метод экологической лабилизации (от латин. — неустойчивый) заключается в целенаправленном воздействии на определенные взаимосвязи в образе мира личности, в результате которого возникает психологический дискомфорт, обусловленный открывшимся пониманием неэффективности сложившихся стратегий индивидуальной экологической деятельности.

Метод художественной репрезентации природы (от франц. — представительство) заключается в актуализации художественных компонентов мыслеобразов мира природы средствами искусства. Согласно данному методу особое значение в процессе развития отношения к природе придается роли литературных произведений, изобразительного искусства, музыки.

Метод экологической идентификации (от латин. — отождествлять) заключается в педагогической актуализации постановки личностью себя на место того или иного живого существа, погружения себя в пространство, ситуацию, обстоятельства, в которых он находится. Этот метод стимулирует процесс психологического моделирования состояния живых существ, способствует лучшему пониманию этого состояния, углубляя тем самым представления личности о данном существе. Кроме того, метод экологической идентификации актуализирует содействующее поведение по отношению к природе.

Метод экологической эмпатии (от греч. — сопереживание) заключается в педагогической актуализации сопереживания личностью состояния природного существа, а также сочувствия ему. Данный метод стимулирует проекцию, то есть перенос личностью собственных состояний; переживание тех же состояний, которые испытывает растение или животное, через отождествление с ним, (сопереживание), а также переживание собственных эмоций и чувств по поводу состояния природных существ (сочувствие).

Метод экологической рефлексии (от латин. — обращение назад) заключается в педагогической актуализации самоанализа личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения их экологической целесообразности.

Метод экологических экспектаций (от англ. — ожидание) заключается в педагогической актуализации эмоционально насыщенных ожиданий будущих контактов личности с миром природы.

Метод ритуализации экологической деятельности заключается в педагогической организации ритуалов и традиций, связанных с деятельностью, направленной на мир природы. Данный метод позволяет повышать субъективную значимость для школьников мира природы, создавать мотивацию их экологической активности, регулировать стратегии их экологической деятельности, стимулировать совершенствование технологий этой деятельности.

Метод экологической заботы заключается в педагогической актуализации экологической активности личности, направленной на оказание помощи и содействия благу природных существ. Данный метод стимулирует проявление сострадания, соучастия, поддержки, попечения, то есть деятельного участия в жизненных ситуациях животных и растений. При этом, в контексте заботы о мире природы, люди мотивируются к повышению своей экологической компетентности — к освоению необходимых знаний, умений и навыков: чтобы оказать эффективную помощь какому-либо природному объекту необходимо знать, что нужно делать и уметь, как это делать.


Назад к списку