Разработка региональной стратегии формирования экологической культуры населения. Часть 2

Витольд Альбертович Ясвин (V.A. Yasvin),
доктор психологических наук, профессор кафедры проектирующей психологии Института психологии
им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ),
член Центра экологической политики России,
г. Москва


Инструменты и региональные институты формирования экологической культуры населения

Формирование экологической культуры населения обеспечивается действием соответствующих организационных инструментов и институтов.

К основным организационным инструментам формирования экологической культуры могут быть отнесены: система непрерывного экологического образования, эколого-просветительская работа, экологическая пропаганда, эколого-художественная деятельность.

К основным организационным институтам формирования экологической культуры населения могут быть отнесены: детские дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения дополнительного образования детей, а также дополнительного профессионального (постдипломного) образования, средства массовой информации (в том числе Интернет), национальные парки, заповедники, музеи, зоопарки, ботанические сады, дома природы, государственные природоохранные службы, общественные организации, творческие союзы (писателей, художников, фотографов, кинематографистов и т.п.), а также отдельные компетентные лица.

Экологическое образование осуществляется детскими дошкольными учреждениями, школами, вузами, учреждениями дополнительного образования детей, а также дополнительного профессионального (постдипломного) образования и др. Под «образованием» понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения... сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г.). Используя термин «образование» в строгом значении этого слова, правомерно говорить о лицензированных формах воспитания и обучения, которые к тому же, как правило, предусматривают подтверждение результатов этой деятельности соответствующими документами (свидетельствами, дипломами).

Эколого-образовательная деятельность носит системный характер, предполагает формальную ответственность образовательной структуры за конечный результат образовательного процесса – уровень подготовленности своих выпускников.

Эколого-просветительская работа национальных парков, заповедников, музеев, зоопарков, ботанических садов, домов природы и др. подразумевает, прежде всего, целенаправленное информирование населения в экологических вопросах, вовлечение широких слоев населения в активное участие в природоохранной деятельности. Эколого-просветительская деятельность может осуществляться как государственными, общественными, частными организациями (учреждениями), так и отдельными лицами. Экологическое просвещение не дублирует и не заменяет содержание, формы и методы общего и профессионального экологического образования. Просветительская деятельность, как правило, носит более массовый характер, но, при этом, не имеет непосредственной обратной связи (типа экзаменов), подтверждающей степень усвоения населением распространяемой информации. Эффективность эколого-просветительской деятельности может быть установлена косвенными путями: например, отмечаемым снижением уровня экологических правонарушений, результатами социологических опросов и др.

Экологическая пропаганда осуществляется государственными природоохранными службами, средствами массовой информации, общественными организациями и др. Средства экологической пропаганды - плакаты, значки, марки, красочные конверты, наклейки и т.п., отражающие экологическую тематику, а также экологические лозунги, обращения, видеоклипы (так называемая, социальная реклама) и т.д. Экологическая пропаганда привлекает внимание людей к определенным экологическим проблемам, формирует их интерес к тем или иным экологическим проектам, природоохранным организациям и т.д.

Эколого-художественная деятельность творческих союзов и отдельных авторов (писателей, художников, фотографов, кинематографистов и т.п.) оказывают мощное влияние на эмоциональную сферу людей средствами искусства, такими как фильмы, картины, литературные произведения, художественные фотографии и т.д., показывающими мир природы и взаимоотношения природы и человека. Это важнейший фактор формирования гуманного отношения к природе, так как именно произведения искусства стимулируют проявление эстетических чувств, вызывают размышления людей о своем отношении к окружающей природе, заставляют переосмысливать жизненные ценности и т.д.

Широкий спектр инструментов и институтов формирования экологической культуры позволяет обеспечить комплексность эмоциональных и интеллектуальных средств воздействия на различные категории населения.

Приоритетные механизмыформирования экологической культуры

Для создания системы эффективного целенаправленного формирования экологической культуры всех категорий жителей региона с использованием для этого всех возможных инструментов и институтов необходимо определить комплекс приоритетных механизмов, позволяющих достигать максимального эффекта при минимальных затратах путем концентрации ограниченных ресурсов на наиболее перспективных направлениях.

Представляется целесообразным выделить следующие приоритетные механизмы.

1. Подготовка квалифицированных специалистов в области эколого-просветительской работы и их методическое обеспечение.

Как мировой, так и отечественный опыт однозначно свидетельствует, что профессиональная деятельность специалистов в области формирования экологической культуры обладает соответствующей спецификой, которая не тождественна традиционной деятельности ни школьных учителей, ни научных сотрудников особо охраняемых природных территорий, зоопарков или музеев, которые чаще всего и занимаются реализацией программ по формированию экологической культуры населения. Позитивные изменения уровня экологической культуры населения наиболее ярко проявляются в тех регионах, где соответствующая деятельность осуществляется специалистами, прошедшими необходимую подготовку.

2. Включение программ по популяризации идей сохранения биоразнообразия и разъяснению ценности биоресурсов в проекты, связанные с природопользованием.

В современных условиях общественное мнение может оказывать существенное влияние на реализацию тех или иных проектов, связанных с использованием природных ресурсов, и, даже, блокировать их реализацию. Экологическая экспертиза таких проектов, как правило, имеет сложное научное обоснование, которое остается недоступным для широких слоев населения; требуется организация специальной просветительской деятельности, обеспечивающей четкое понимание жителями региона экономической и социальной целесообразности данного проекта, его экологической опасности или безопасности.

Таким образом, необходима концентрация ресурсов на информационно-просветительском сопровождении различных проектов, связанных с природопользованием. Такое сопровождение должно включать, как минимум, три этапа:

1-й – социально-психологическое исследование понимания данного проекта различными категориями населения и их отношения к этому проекту;

2-й – методическая подготовка информации о целесообразности данного проекта (экономической, экологической, социальной) для сообщения различным группам населения;

3-й – трансляция подготовленной информации по различным каналам (средства массовой информации, семинары для учителей, рабочие совещания руководителей и т.д.).

Анализ экологических конфликтов между общественностью и предприятиями свидетельствует, что организация информационно-просветительского сопровождения деятельности этих предприятий может

3. Включение вопросов ценности природных ресурсов и сохранения их биоразнообразия в содержание образовательного процесса системы непрерывного экологического образования.

Система непрерывного экологического образования является хорошо структурно организованной, охватывающей практически все детское население (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования детей и т.п.), а также значительную часть специалистов различного профиля (среднее и высшее профессиональное, а также дополнительное профессиональное образование). Через систему высшего, а также дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации) различных специалистов, можно наиболее эффективно проводить их экологическую подготовку, для чего необходимо включение в учебные планы соответствующих проблем и специальных образовательных курсов.

На развитие системы экологического образования возможно централизованно оказывать административное влияние путем усиления требований региональных образовательных стандартов в сфере проблематики устойчивого развития, сохранения биоразнообразия и поддержания здоровья среды.

4. Всесторонняя поддержка (как методическая, так и финансовая) региональных общественных инициатив по формированию экологической культуры различных групп населения.

Общественные инициативы по формированию экологической культуры в максимальной степени учитывают региональную социальную и экологическую специфику, что позволяет им достигать максимальной эффективности. Через участие в деятельности экологических общественных организаций происходит объединению социально активных людей на основе идей устойчивого развития, сохранения биоразнообразия и поддержания здоровья среды.

5. Поддержка деятельности по пропаганде идей устойчивого развития, сохранения биоразнообразия, поддержания здоровья среды и ценности природных ресурсов, осуществляемой природоохранными структурами, учреждениями культуры, средствами массовой информации, творческими союзами и другими учреждениями и организациями.

Национальные парки, природные заповедники, музеи природы, ботанические сады и другие подобные учреждения обладают особым потенциалом, обеспечивающим уникальную образовательную среду для развития экологической культуры населения; такую среду обеспечивают как собственно образовательные ресурсы этих учреждений (природные комплексы, экспозиции), так и коллективы квалифицированных, преданных делу охраны природы специалистов, которые способны уже самим примером своего отношения к природе оказывать позитивное влияние на развитие экологического сознания посетителей. Активная работа с населением природоохранных учреждений способствует укреплению их социального престижа, обеспечивает общественную поддержку их природоохранной деятельности.

6. Усиление роли гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности наряду с развитием традиционных подходов, основанных на естественнонаучной методологии.

В представлениях большинства специалистов проблемы экологического образования традиционно рассматриваются как чисто естественнонаучные, а гуманитарным аспектам природоохранной деятельности до сих пор уделяется гораздо меньше внимания. В то же время, ключевая роль в формировании экологической культуры населения принадлежит культурно-историческим, религиозным, психологическим и другим гуманитарным факторам. Усиление гуманитарных аспектов реализации стратегии устойчивого развития, обеспечение процесса формирования экологического сознания соответствующей гуманитарной базой: философской, психологической, социологической, культурологической, педагогической, – должно существенно повысить эффективность влияния на экологическое поведение населения.

Организационные механизмы работы с различными группами населения региона

Проблемы формирования экологической культуры по-разному проявляются в различных социально-возрастных группах людей. Достижение поставленных целей и решение стратегических задач требует выделения отдельных целевых групп населения. В отношении каждой такой группы необходимо использовать различные организационные механизмы, обусловленные как ее психологическими особенностями, условиями жизни, так и той социальной функцией, которую данная группа населения выполняет в обществе.

Специфика организационных механизмов работы с отдельными группами населения заключается в особом соотношении организационных инструментов и институтов, наиболее соответствующих решению ключевой проблемы, характерной для данной группы населения.

Политики и управленцы

Ключевая проблема заключается в недооценке людьми, принимающими решения, высокой актуальности и социальной значимости экологических аспектов их деятельности. Даже если важность этих вопросов и декларируется в некоторых публичных выступлениях, то в управленческой практике им уделяется минимальное внимание и соответственно выделяется недостаточное финансирование.

Приоритетная задача состоит в формировании заинтересованности политиков и управленцев в решении экологических проблем региона и обеспечении реального включения ими этих проблем в сферу своей профессиональной деятельности. Важно, чтобы политики и управленцы руководствовались рекомендациями экспертов-экологов при принятии управленческих решений.

Приоритетным инструментом работы с этой категорией населения является экологическая пропаганда и дополнительное экологическое образование для управленцев. Важнейшие направления работы с политиками и управленцами связаны с формированием у них четкого понимания ценности (как экономической, так и культурной) природных ресурсов региона, усвоением ключевых положений экологического права. Действенной мерой может быть обязательная экологическая аттестация руководителей.

Приоритетные институты работы с политиками и управленцами – это структуры дополнительного профессионального (постдипломного) образования, средства массовой информации. В качестве факторов, способствующих усилению потребности руководителей в повышении своей экологической компетентности могут выступать активные действия органов прокуратуры, соответствующие депутатские запросы и т. п.

Состоятельные люди (преуспевающие предприниматели, банкиры)

Ключевой проблемой является недооценка состоятельными людьми перспективности природоохранного направления благотворительности.

Приоритетная задача состоит в активном привлечении состоятельных людей к внебюджетному финансированию природоохранной деятельности.

Приоритетные инструменты: фандрайзинг (организация добровольной материальной поддержки социально значимой деятельности), пропаганда примеров финансирования бизнесменами охраны природы.

Приоритетные институты: национальные парки и заповедники, неправительственные экологические организации и другие общественные объединения, средства массовой информации, государственные природоохранные службы, авторитетные известные люди (артисты, политики, деятели культуры).

Педагоги и ученые

Ключевая проблема заключается в недостаточной методической вооруженности педагогов и ученых современными эффективными средствами формирования экологической культуры населения, а также в низкой социальной активности большинства специалистов.

Приоритетная задача состоит в реализации специальных программ повышения эколого-педагогической квалификации педагогов и ученых, в которых основное внимание уделяется овладению современными технологиями эколого-просветительской работы.

Приоритетным инструментом является дополнительное профессиональное образование (курсы, семинары и т.п.).

Приоритетные институты: структуры дополнительного профессионального (постдипломного) образования.

Активисты общественных организаций

Ключевая проблемазаключается в недостаточной технологической оснащенности и методической подготовленности этих социально активных людей к работе с различными категориями населения.

Приоритетная задача состоит в их обучении методам ведения эффективной экологической пропаганды, основам социальной психологии, фандрайзинга и т.п., а также обеспечении методической литературой. Важнейшее значение имеет организация единого информационного пространства для обмена опытом и взаимодействие с единомышленниками.

Приоритетными инструментами являются как дополнительное образование (курсы, семинары), так и конференции, взаимные визиты для обмена опытом и т. п.

Приоритетные институты: неправительственные экологические организации, информационные бюллетени, порталы, сайты.

Лица, пользующиеся особым авторитетом у населения

Ключевая проблема заключается в том, что потенциал социального влияния священнослужителей, популярных артистов, спортсменов и т.п. очень слабо используется в природоохранной деятельности.

Приоритетная задачасостоит привлечении таких авторитетных людей для работы с соответствующими группами населения (верующими, поклонниками, болельщиками и т.д.). Слово этих лиц, призывающее бережно относиться к животным и растениям может оказаться важным природоохранным фактором.

Инструментом вовлечения таких людей в природоохранное движение является индивидуальная пропагандистская работа, проводимая с каждым из них.

Основная часть взрослого населения

Ключевая проблема состоит в отсутствии понимания ценности природного наследия как национального достояния, низкой заинтересованности в его сохранении и, соответственно, в отсутствии активной социальной поддержки природоохранных мероприятий.

Приоритетная задачазаключается в привлечении внимания людей к экологическим проблемам, формировании понимания важности этих проблем, интенсивном информировании широких слоев населения по данной проблематике. Приоритетные инструменты: экологическая пропаганда, эколого-художественная деятельность, эколого-просветительская работа.

Приоритетные институты: средства массовой информации, творческие союзы, государственные природоохранные службы, национальные парки и заповедники, зоопарки и ботанические сады, дома природы и музеи, неправительственные экологические организации.

Студенты

Ключевая проблема состоит в том, что в учебные планы небиологических специальностей в недостаточной степени включены курсы экологической и природоохранной направленности. В итоге молодые специалисты различных отраслей хозяйства остаются совершенно некомпетентными в вопросах охраны природы.

Приоритетная задачазаключается в разработке и внедрении в образовательный процесс высших учебных заведений различного профиля взаимосвязанных экологических спецкурсов с учетом специфики специальностей, получаемых студентами. Кроме того, необходимо активно распространять имеющийся во многих вузах многолетний опыт деятельности добровольных студенческих дружин по охране природы, экологических экспедиций и т. п.

Приоритетными инструментами решения данной задачи являются расширение экологического образования (в том числе и курса «Экологическая культура») в высшей школе и эколого-просветительская работа в студенческой среде.

Приоритетные институты: высшие учебные заведения, неправительственные экологические организации.

Школьники и дошкольники

Ключевая проблема состоит в том, что учащиеся хотя и усваивают определенные экологические знания, но при этом, как правило, проявляют недостаточно личной заинтересованности и активности в конкретных делах по защите природы.

Приоритетная задача состоит в усилении природоохранных аспектов общего и экологического образования, в формировании гуманного отношения детей к живой природе, в организации их активного участия в природоохранных акциях.

Приоритетные инструменты: экологическое образование, эколого-просветительская работа, эколого-художественная деятельность.

Приоритетные институты: школы (училища, колледжи, лицеи, гимназии и т. п.), учреждения дополнительного образования детей (дворцы и дома творчества детей и молодежи, станции юных натуралистов, школьные лесничества, клубы по интересам и т. п.), детские дошкольные учреждения, зоопарки и ботанические сады, дома природы и музеи, национальные парки и заповедники.

Таким образом, региональная Стратегия формирования экологической культуры населения на основе анализа организационного и интеллектуального потенциала всех соответствующих региональных институтов (школ, вузов, государственных природных заповедников и национальных парков, зоопарков, ботанических садов, музеев, экологических клубов, соответствующих общественных организаций, научных учреждений и т.п.) выделяет специфические задачи и приоритетные направления деятельности для каждого из них.

Часть 1 | Часть 2


Назад к списку