Проблемы мотивации студентов в изучении экологических проблем в вузах Польши

Михальски Анджей
Университет К. Великого, Быдгощ, Польша
С.Н. Вольхин
Тульский институт управления и бизнеса,
г. Тула


Включение в базовую подготовку учителей техники в Польше тематических разделов по проблемам охраны окружающей среды и реализацию этой тематики в различных подходах в рамках преподавательской деятельности, следует подчеркнуть, что одной из важнейших целей этого образования является побуждение и углубление мотивации к таким занятиям у студентов. Имея в виду цели экологического образования, мы сформулировали проблему, следующим образом: «Каково влияние методов и средств обучения на рост мотивации студентов к изучению проблем экологии?»

В наших исследованиях учтены два аспекта этого вопроса:

1) мотивация к расширению знаний по экологии;

2) мотивация к практическим занятиям по экологическим вопросам в повседневной жизни.

Мотивация понимается как психологическое явление, выполняющее функции стимулирования человека к определенному действию, достижениям, преодолению трудностей, познавательной деятельности. В этом содержится интерес как значимый фактор, мобилизующий познавательную и практическую деятельность, а также положительные эмоциональные ощущения. В качестве целевой группы мы определили студентов старших курсов – будущих учителей техники, обучающихся в Университете Казимира Великого в Быдгоще. Исследуя мотивацию к углублению своих знаний по охране окружающей среды, студенты выбрали интересные для них проблемы из семи предложенных групп, ранжируя их (1, 2, 3 и т. д.), и определили вопросы, над изучением которых в период проведения эксперимента они хотели бы интенсивно работать в свободное время. Ниже представлен список предложенных для выбора тематических групп вопросов: а) общественные; б) экологические; в) исторические; г) политические; д) религиозные; ж) психологические е) бытовые, моральные. Экологическая проблематика занимает первое место среди вопросов, интересных для студентов экспериментальной группы, и третье место – в контрольной группе. Разницу в 18 % можно считать существенной и, на этом основании, с большой вероятностью полагать, что изучение экологии с использованием информационных технологий в значительной степени повлияло на мотивировку студентов заниматься экологическими проблемами. Очевидно, что используемые в процессе обучения дидактические средства в виде специальных программ, а также использование ресурсов Интернета способствовало расширению знаний студентов по охране окружающей среды, что в большой степени позволило осознать ее значение для жизни человека. Вопрос охраны окружающей среды в практической деятельности и в повседневной жизнибыл представлен в трех аспектах. Сначала студенты высказывали свои мнения относительно тех, кто должен заниматься охраной окружающей среды (адресатов), и здесь они делали выбор среди общественных и профессиональных групп разного масштаба: а) международные правительственные круги, б) общественные организации и общества, в) государственные власти данной страны, г) региональные власти данной страны, е) отдельные граждане. Затем студенты должны были охарактеризовать проблему с собственной точки зрения и определить, насколько каждый из них чувствует внутреннюю потребность соблюдать правила охраны окружающей среды в своей повседневной жизни. Третий аспект – это оценка возможностей влияния на регулирование вопросов охраны окружающей среды. Здесь учитывались различные масштабы взаимодействия человека и общества, такие как: а) страна, б) регион, в) ближайшая среда жизненной деятельности, г) вуз, в котором учатся студенты, д) школы, в которых они будут работать учителями. Результаты исследований первого аспекта показали, что исследуемые контрольной группы большое значение приписали всем общественным кругам. Наибольшее число студентов здесь отдало предпочтение государственной власти (73,8 %), на втором месте оказались международные правительственные организации – 69,5 %, люди как индивидуумы – 59,4 %, региональные власти – 52,4 % и ниже всех – общественные организации и общества (4,7 %). В экспериментальной группе осталось такое же соотношение общественных кругов. Но другим было число студентов, подчеркивающих их значение. Самый высокий рост, на 26 %, наблюдается в случае подчеркивания роли отдельного человека, затем, на 17 %, роли властей данной страны. Ненамного увеличилось число студентов, акцентирующих значение остальных общественных кругов (региональных властей, общественных организаций и международных правительственных органов). Такой большой рост значимости роли личности и властей данной страны можно объяснить влиянием внедрения мультимедийных средств в обучение, что позволило студентам полнее знакомиться с вопросами экологии, доминирующими в настоящее время как в стране, так и во всем мире. Конкретизация вопросов охраны окружающей среды собственной страны, а также указание возможностей и проявлений практической активности человека в его среде преобладали в материалах, получаемых в ходе занятий с помощью Интернета. Однако нас беспокоит относительно небольшой рост интереса к роли международных организаций в экспериментальной группе. Вероятно, за последние годы они утратили свой авторитет как защитники окружающей среды и энтузиасты в деле решения экологических проблем. В исследованиях мотивации студентов к занятиям по охране окружающей среды в повседневной жизни нас интересовали также субъективные ощущения студентов собственного влияния и силы в области регулирования вопросов, связанных с охраной окружающей среды. Анализ полученных данных, показывает основную закономерность: чем ближе жизнь человека к конкретному общественному кругу, тем сильнее его убеждение в реальности возможного собственного влияния на решение экологических проблем. Такая закономерность обнаружена как в контрольной, так и в экспериментальной группе.


Назад к списку