Решение проблемы «трудных» подростков: опыт Тульского ОЭБЦУ

Н.Е. Шиширина, Т.П. Ихер
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тульской области «Областной эколого-биологический центр учащихся»,
г. Тула


Сегодня в России, как и во всем мировом сообществе, особую тревогу вызывают проблемы детства: за последние пять лет детское население России сократилось более чем на пять миллионов человек; постоянно ухудшается здоровье детей и подростков; всё сильнее обостряются социально-экономические и психолого-педагогические проблемы детей – инвалидов детства; наблюдается неуклонный рост численности социальных сирот; специалистами отмечается растущая алкоголизация и наркотизация подрастающего поколения граждан нашей страны; появилась особо уязвимая категория детей – мигранты, вынужденные переселенцы, беженцы.

В связи с вышесказанным наиболее значимыми становятся такие задачи, как предоставление детям и подросткам возможностей проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал, обрести себя в социально значимой деятельности, сформировать шкалу ценностей, адаптироваться в обществе и научиться выстраивать межличностные отношения со сверстниками, родителями, педагогами. Все эти задачи могут быть реализованы лишь в совместной практической и творческой деятельности детей и взрослых, которые вместе проживают жизнь и участвуют в полезном деле. При этом весьма важно, что при достаточно высокой эффективности такая деятельность не требует больших затрат. Сегодня примером успешной работы с подрастающим поколением туляков может служить государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тульской области «Областной эколого-биологический центр учащихся» (ОЭБЦу).

В 1940 году в Туле была основана Областная станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, которая в 1993 году в целях совершенствования экологического образования и воспитания обучающихся реорганизована в Областной эколого-биологический центр учащихся. Руководит данным учреждением дополнительного образования детей Шиширина Надежда Евгеньевна, отличник народного просвещения.

Основная цель деятельности ОЭБЦу – формирование у учащихся глубоких эколого-биологических знаний, экологического мировоззрения, практических навыков и умений, направленных по охрану природы и рациональное природопользование, а также расширение эколого-образовательного пространства Тульского региона.

Одной из главных задач учебно-воспитательной работы педагогического коллектива ОЭБЦу является профилактика безнадзорности и правонарушений подростков. Действительно, в наше неспокойное время труднее всего приходится подросткам, когда канула в лету пора пионерских отрядов, горнов и барабанов, кипучая и разнообразная деятельность комсомольцев-добровольцев. Большинству подростков постоянно не дают покоя вопросы: «Куда пойти вечером?», «Где провести свое свободное время?», «Чем занять себя в период летних каникул?», «Куда приложить свои силы и энергию, чтобы принести пользу себе, семье, школе?».

Правильный ответ на любой вопрос – это наиболее подходящий ответ, найденный подростком самостоятельно. Ни одну важную жизненную проблему невозможно решить лишь теоретически. Познать себя молодому человеку можно, если попробовать собственные силы в разносторонней деятельности, в том числе общественно полезной и социально значимой, что, несомненно, играет важную роль в становлении личности подростка.

Наше образовательное учреждение помогает подрастающему поколению туляков решать проблемы образования и воспитания, интеллектуального развития, формирования основ экологической культуры, а также адекватного определения в системе ценностных ориентиров, культурно-историческом пространстве и различных областях профессиональных интересов. Дополнительное экологическое образование, осуществляемое в ОЭБЦу, основанное на потенциале свободного времени, позволяет юношам и девушкам выбрать вид деятельности и занятия по своим интересам, склонностям, способностям; это та сфера, где в условиях неформального общения со сверстниками обучающиеся проходят школу поведения в нестандартных ситуациях, переживают ситуации успеха, лидерства, отличные от школьных ситуаций. Содержание образования в нашем учреждении решает круг задач, направленных на гуманизацию образовательного процесса: выравнивает стартовые возможности личности школьника, содействует выбору его индивидуальной «траектории», обеспечивает ему ситуацию успеха, способствует самореализации личности и обучающегося, и педагога.

К сожалению, наиболее распространенным заблуждением человека, особенно молодого и неопытного, является недооценка заложенных в нём природных способностей, а также не всегда обоснованное стремление быть похожим на какого-то кумира, играя при этом несвойственную себе роль. Нежелание быть самим собой нередко служит скрытой причиной такого понятия, как «трудные» подростки. В ОЭБЦу «трудные» подростки, дети группы риска в условиях неформального общения друг с другом и педагогами проходят уникальную школу поведения в нестандартных условиях, постепенно адаптируясь к социуму, а затем достигают состояния успеха и самореализации, довольно часто становясь лидерами, своими достигнутыми успехами ярко выделяясь на фоне классного и школьного коллектива учащихся. Несомненно, при умелом руководстве педагога-профессионала все указанные достижения такого, казалось бы, «трудного» подростка способствуют становлению полноценной личности будущего гражданина России.

Система непрерывного экологического образования в ОЭБЦу предполагает работу со всеми категориями обучающихся. Так, в 2008-2009 учебном году в нашем образовательном учреждении по 30 образовательным программам дополнительного образования детей работало 106 объединений по пяти направлениям (эколого-биологическое, естественнонаучное, социально-педагогическое, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое), где обучалось около 1500 школьников, из которых свыше 40 процентов составляли подростки.

ОЭБЦу, располагая удобными и красиво оформленными кабинетами, оборудованными лабораториями, учебной и производственной теплицами, живым уголком и зимним садом, агроэкологическим участком, плодово-ягодным садом и дендрарием, широко раскрывает двери для детей и юношества. Все образовательные услуги обучающимся предоставляются бесплатно.

Педагогическим коллективом центра особое внимание уделяется подросткам группы риска, которые в силу своих физиологических особенностей не могут получить базового образования в средней школе, занятия с которыми проводятся по программам коррекционной поддержки. Как правило, это объединения учащихся из классов коррекции и компенсирующего обучения из городских средних школ, специализированных школ-интернатов, а также профессиональных лицеев.

Любой подросток может прийти в ОЭБЦу, чтобы найти друга, быть принятым и понятым. Отсутствие семейного взаимопонимания, недостатки общения с взрослыми и сверстниками компенсируются участием юношей и девушек в целом ряде долгосрочных эколого-образовательных исследовательских и поисково-краеведческих проектах, разработанных и успешно внедряемых педагогическим коллективом ОЭБЦу в практику социально значимой деятельности подрастающего поколения туляков при поддержке областной администрации.

Так, с 1996 года в Тульской области реализуется долгосрочный эколого-образовательный исследовательский проект «Малым рекам – чистую воду». Цель проекта заключается в приобщении подрастающего поколения к мониторингу поверхностных вод суши и оценке экологического состояния окружающей среды своего региона. Сегодня уникальная школьная сеть экологического мониторинга водных объектов Тульской области насчитывает более 150 отрядов школьников, которые под руководством учителей и при координации специалистов ОЭБЦу оценивают текущее экологическое состояние рек, ручьев и прудов в местах своего проживания, по крупицам собирая историко-географическую информацию о водных объектам, проводя комплекс природоохранных мероприятий.

Работа школьной сети экологического мониторинга водных объектов рассматривается и как новая форма занятости и отдыха подростков в период летних каникул, когда резко сократилось количество стационарных лагерей отдыха школьников, а путевки в них по стоимости стали недоступными для многих семей. Посредством привлечения старшеклассников к экспедиционно-мониторинговым исследованиям педагоги имеют возможность организовать их активный отдых с умеренными затратами, финансирование которых осуществляется за счет средств, выделяемых областной администрацией. Как правило, школьники и педагоги готовятся к экспедициям заранее, и подростки, почувствовавшие «вкус» к учебно-исследовательской работе на любимых речках и прудах, стараются непременно попасть в экспедиционный отряд в очередной полевой сезон. Нередко среди них возникает конкуренция, которую педагог-профессионал умело использует в целях повышения успеваемости и улучшения поведения своих воспитанников. В целом ряде сельских общеобразовательных школ формирование ячеек сети школьного экологического мониторинга водных объектов помогает организации содержательного летнего отдыха «трудных» подростков из неполных и социально неблагополучных семей, вовлекает старшеклассников в социально значимую деятельность по изучению и охране объектов природной среды малой родины.

Следует отметить, что старшеклассники, хорошо владеющие методами и приемами мониторинговых наблюдений за объектами природной среды, тиражируют свой опыт путем проведения практических занятий со сверстниками и педагогами. Например, летом 2007 года группа старшеклассников, воспитанников ОЭБЦу, была приглашена во Всероссийский профильный эколого-биологический лагерь «Зеленая планета», проводившийся Федеральным агентством по образованию РФ в Ростовской области. Активно участвуя в работе секции «Гидробиология», юные экологи из Тулы продемонстрировали свои знания и умения в ходе экспедиционно-полевых работ по изучению экологического состояния низовья Дона, а также в мастер-классах, организованных как для детей, так и для педагогов, за что получили благодарственные письма от Федерального детского эколого-биологического центра. В июне 2008 года отряд юных экологов из Тулы принял участие во Всероссийской специализированной смене «Дорогу осилит идущий», посвященной 90-летию государственной системы дополнительного образования детей, которая проходила во ВДЦ «Орленок» на Черном море.

Воспитанники ОЭБЦу проложили экологическую тропу вдоль побережья протяженностью около пяти километров, на которой знакомили детей и подростков «Орленка» с особенностями растительного и животного мира морской литорали и береговой зоны, а также современными экологическими проблемами Черного моря и Главного Кавказского хребта. Не менее интересными получались ботанические экскурсии по дендрарию «Орленка», однодневные выходы в ущелья, к родникам и горным ручьям, где тульские школьники делились со своими сверстниками знаниями, полученными ими в период их учебы и тренингов с местными туристами-инструкторами.

Региональное краеведение является одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к культуре, науке, истории отчего края. Доступный материал, интерес к специфике малой родины, деталям природных особенностей и расселения по территории области, зарождению и развитию промышленного и аграрного производства, народным традициям в их наиболее чистом виде могут быть полезны школьникам не только как иллюстрации «местной истории». Краеведческая работа под руководством старшего наставника позволяет подрастающим гражданам нашей страны внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие отечественной истории, получить опыт поисковой, исследовательской, социологической и других видов деятельности во всем спектре ее специфики, трудностей, успехов.

Для большинства жителей нашего региона малой родиной является Тульский край. И современное поколение туляков нуждается в систематизированных краеведческих знаниях об особенностях своей малой родины, сущности традиционной русской культуры, в основе которой всегда лежала православная вера. Поэтому основная цель проекта по региональному краеведению «Есть в России такие места!», успешно реализуемого педагогами ОЭБЦу, заключается в воспитании подрастающего поколения на лучших образцах патриотизма, гражданственности, сыновнего отношения к родной земле через изучение природного, культурно-исторического и духовного наследия Тульского края, возрождение традиций бережного отношения детей и подростков к своей малой родине.

В рамках данного долгосрочного образовательного проекта в ОЭБЦу проводятся областные тематические конкурсы, гостиные, праздники, в которых принимают участие и подростки, готовя творческие и учебно-исследова-тельские работы, научно-исследовательские и природоохранные проекты.

В рамках указанного регионального краеведческого проекта сформировалось очень важное направление «По святым местам земли тульской», способствующее духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения: юноши и девушки Тульской области на протяжении ряда лет занимаются поисково-исследовательской работой по изучению памятников православной культуры, в том числе экологической паспортизацией святых источников. Данный вид деятельности школьников под руководством педагогов-наставников способствует формированию регионального духовно-нравственного пространства, весьма необходимого в наше время и взрослым, и молодежи.

Примечательно, что и в рамках реализации областной целевой программы «Организация духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в Тульской области на 2007 – 2010 годы» в течение летнего периода времени учащимися ОЭБЦу и целого ряда образовательных учреждений региона ежегодно выполняется комплекс работ в соответствии с исследовательским проектом «Святые источники Тульской области: эколого-краеведческий аспект». А, начиная с 2005 года, в январе месяце, в период святок, в ОЭБЦу проводится Крещенская гостиная с приглашением наиболее активных школьников - участников указанного проекта. Дети и подростки, принявшие участие в экспедиционно-полевых и природоохранных работах на источниках с целебными водами, собравшие большой объем уникальной краеведческой информации и успешно справившиеся с оформлением своих конкурсных работ, демонстрируют полученные знания и умения на детско-юношеских чтениях «Святая водица из тульской криницы», получая заслуженные награды и призы.

Примечательно, что в методическом сборнике творческих и учебно-исследовательских работ «Мир воды глазами тульских школьников», выпущенном нашим учреждением в 2007 году, помещено более 60 работ учащихся городских и сельских школ, подготовленных по результатам изучения и мониторингового наблюдения за святыми источниками Тульского региона.

Участвуя в исследовательской и поисково-краеведческой работе, подростки – будущие граждане России – учатся понимать важность решения региональных эколого-краеведческих проблем, ставить научно обоснованные задачи, применять достоверные методы исследования, проводить анализ полученных результатов, использовать их в практической природоохранной деятельности. Знакомство старшеклассников с природой, историей и культурой, жизнью и бытом отчего края способствует их нравственно-эстетическому воспитанию, становлению гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений, активной жизненной позиции. А образовательные экологические и краеведческие проекты, реализуемые педагогическими работниками ОЭБЦу, представляют собой единый курс, интегрирующий знания, умения и навыки, полученные детьми и юношеством на уроках биологии, химии, истории, географии, литературы, изо, трудового обучения, а также в их дополнительном образовании.

В заключение необходимо отметить, что современная модель выпускника средней школы предполагает наличие у него таких качеств, как способность самостоятельно и активно действовать, своевременно принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся жизненным обстоятельствам. Многие педагогические коллективы, вовремя усвоив и приняв новую парадигму образования, начали поиск более совершенных форм обучения, направленных в первую очередь на развитие индивидуального потенциала и личностных качеств обучающихся. На наш взгляд, образовательные проекты по экологии и региональному краеведению, успешно внедряемые педагогическим коллективом ОЭБЦу в образовательную и воспитательную деятельность школ, лицеев, гимназий, колледжей, способствуют весьма эффективной реализации практико-ориентированных и творческих видов деятельности подрастающего поколения туляков с использованием проблемных и исследовательских методов обучения.

Назад к списку