Последние конференции
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности, образовании и экологии
- Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности и экологии
- Современные проблемы экологии
- Экологические проблемы окружающей среды, пути и методы их решения
- Экология, образование и здоровый образ жизни
Высшее и среднее образование как экосреда, управляемая объективными экосистемными законами, на примере КТМ-проекта КазНУ
А.С. Аскарова, С.Х. Бекмухамбетова, В.В. Дьячков, А.В. Юшков
Научно-исследовательский институт экспериментальной и теоретической фи-зики Казахского национального университета имени аль-Фараби,
г. Алматы, Республика Казахстан
АННОТАЦИЯ. Создана программно-математическое обеспечение (виртуальная обучающая программа) для решения радиоэкологических задач, связанных с облучением биологических тканей на клеточном уровне.
Идея о безусловном действии экологических законов в системе образования в данной работе предлагается, по-видимому, впервые. Потребность в формулировке законов экологии связана, прежде всего, с необходимостью построения теории экологии как науки. Основой теории, как раз, и являются твердо и достоверно экспериментально установленные эффекты, явления, закономерности и принципы, а в последствии – и их математическая формализация. Осуществляемый в КазНУ им. Аль-Фараби образовательный проект, связанный с проблемой подготовки кадров для Казахстанского материаловедческого термоядерного реактора, строящегося в г. Курчатове (КТМ-проект), служит здесь практической основой для иллюстрации действия законов.
Степень обобщенности отдельных экологических законов разная. Она может быть выражена в следующей иерархии законов: А) Принципы законов (например, принцип законов сохранения); Б) Закон (например, закон сохранения энергии); В) эффект или явление (например, эффект подмывания одного из берегов рек, текущих в меридиональном направлении); Г) установление численных значений мировых констант (например, периодичности с периодом, кратным тройке). Однако для такой полной иерархической лестницы время в экологии как науке еще не пришло, поэтому мы, следуя трудам Н.Ф. Реймерса, просто перечислим некоторые из известных экологических законов в рамках определенной им классификации и приведем краткие примеры, как эти законы или часть из них применить к системе образования.
Логика такой классификации следующая: вначале - общесистемные законы, затем законы от молекулярного уровня, через организмы к биосфере в целом. И, наконец, законы, касающиеся антропогенной жизни и антропогенному давлению на окружающую среду. Авторы многих экологических законов неизвестны; известные авторы, которые впервые открыли тот или иной экологический закон даны в квадратных скобках или в названии самого закона.
Общесистемные законы (Этот раздел содержит 33 закона)
I. Закон системной целостности: Все экосистемы составляют иерархию в составе биосферы планеты и функционально связаны между собой так, что имеется непрерывный континуум систем.
Применение к системе образования:
§ Системная целостность образования очевидна. И она тем более усилилась после провозглашения принципа непрерывного образования и присоединения к Болонскому процессу.
II. Закон подобия части и целого [Zhang Yingging (Китай), 1987 г.]: Часть является миниатюрной копией целого, а потому все части одного уровня иерархии системы похожи друг на друга.
Применение к системе образования:
§ Применение к школе несомненна: школа делится на классы, классы делятся на группы. И каждое иерархическое звено является копией вышележащего звена.
III. Закон эмерджентности: целое больше суммы его частей.
Применение к системе образования:
§ Каждый школьник в отдельности слаб, но класс в целом или студенческая аудитория, сложенный из слабых частей, представляет собой уже значительную системную силу.
§ Равным образом это относится к школе, как объединению классов; району как объединению школ; городу как объединению районов и т.д. вплоть до МОН РК.
§ Особенно наглядно действие закона для КТМ-проекта – НЯЦ не имеет образовательных подразделений; КазНУ не имеет производственных подразделений энергетики; а вместе – это существенно более мощная система.
IY. Закон необходимого разнообразия: никакая система не может сформироваться из абсолютно идентичных элементов.
Применение к системе образования:
§ Современная система высшего и среднего образования, сложенная из разнообразных школ: стандартных государственных, лицеев, гимназий, школ частных и т. п., представляется наилучшим образом соответствующей данному закону и имеет шанс превратиться в устойчивую экологическую систему современного образования.
§ Любопытен также отрицательный опыт создания классов из одних только отличников и из одних только троечников. И в том, и в другом случае такие классы оказываются нежизнеспособными из-за противоречия данному фундаментальному закону экологии.
Y. Закон полноты составляющих: число функциональных составляющих системы и связей между ними должно быть оптимальным.
Применение к системе образования:
§ Системные образования состоят из подсистем без дефицита или избытка: два атома кислорода дают молекулу кислорода, а три - уже озон. Так и в школе – поскольку учитель один, то оптимальное число учеников составляет величину от 20 до 30.
YI. Закон избыточности системных элементов при минимуме числа вариантов организации: динамические системы стремятся к относительной избыточности составляющих элементов при минимуме вариантов организации системы.
Применение к системе образования:
§ Избыточность муравьев определяет саморегуляцию, стабилизацию и надежность существования муравейника. Так и в вузе и школе – наблюдается некоторая избыточность численности класса, которая позволяет функционировать классу даже при отсутствии того или иного числа учеников.
YII. Закон перехода избыточности в самоограничение: избыточность системных элементов может быть заменена повышением их качества и индивидуальной надежности или их агрегацией.
Применение к системе образования:
§ Забота о здоровье потомства, то есть развитая медицина, позволяет стабилизировать демографическую ситуацию на более низком уровне численности населения. Так и в образовании – классы с продленным днем; хорошо налаженное питание, занятия спортом позволяют функционировать школе даже при численности на пределе нормативных требований.
YIII. Закон конструктивной эмерджентности: надежная система может быть сложена из ненадежных элементов или из подсистем, не способных к индивидуальному существованию.
Применение к системе образования:
§ Колониальные организмы – кораллы. Так и в образовании, например, сельского типа; в одиночку они существовать не могут, но, будучи объединены в районную сеть, они вполне жизнеспособны за счет обмена опытом; обеспечения обучением людей, меняющих место жительство, за счет автобусного сообщения и т.п.
§ Проект КТМ сам по себе лишь в стенах университета без НЯЦ РК будет существовать ненадежно.
IX. Закон перехода в подсистему: саморазвитие любой системы приводит к включению ее как подсистемы в существующую надсистему.
Применение к системе образования:
§ Образование многочисленных частных школ привело включению их в общую систему образования с регулированием через инфраструктуру МОН РК.
§ Подписание университетами Казахстана ряда общеевропейских соглашений приводит к включению высшего образования РК в признаваемую мировым сообществом систему образования, приводит к признанию наших дипломов во всех странах мира.
X. Закон "чеширского кота" [Г.В. Лейбниц]: гармоничность отношений между частями системы возрастает в ходе эволюции: кот уже исчез, а улыбка его еще видна.
Применение к системе образования:
§ В РК постоянно совершенствуется система «школа-вуз-НИИ».
§ Уровень преподавания в школах растет за счет внедрения общегосударственного тестового экзамена.
XI. Закон системного сепаратизма: разнокачественные составляющие системы всегда структурно независимы.
Применение к системе образования:
§ Организм состоит из разных органов; так и в системе народного образования – она складывается из школ городских и сельских, из вузов государственных и частных, а также вузов образованных на двусторонней межгосударственной основе.
XII. Закон оптимальности: никакая система не может сужаться или расширяться в пространственно-временных пределах до бесконечности.
Применение к системе образования:
§ Самка млекопитающего не может быть ни микроскопической, ни гигантской: размер системы должен соответствовать выполняемым ею функциям. Так и в школе – численность класса, численность самой школы нельзя раздувать до бесконечности или снижать численность до 2-3 учеников.
§ Чтобы летать, птица не может быть слишком большой. Государства-империи, страдающие "синдромом динозавра", то есть разрастающиеся до огромных размеров, обречены на провал. Так и в системе образования – те университеты, которые разрослись до гигантских размеров, автоматически разделились на относительно самостоятельно существующие факультеты.
XIII. Закон комплементарности консерватизма и изменчивости: любая саморазвивающаяся система состоит из двух рядов подсистем; один ряд закрепляет ее строение и функции, а другой способствует обновлению или разрушению системы в соответствии с изменением среды существования.
Применение к системе образования:
§ Система наследственности и изменчивости; система организмов и вредителей. Так и в школе – многочисленные инструкции министерства закрепляют достигнутое, а учителя-новаторы стремятся разрушить старое и построить новое.
§ Борьба консервативных и радикальных партий в обществе. Так и в школьной ученической и учительской средах можно найти противоположные элементы.
XIY. Закон вектора развития: развитие однонаправленно.
Применение к системе образования:
§ Нельзя прожить жизнь наоборот; нельзя повернуть историю государства вспять; невозможно развернуть эволюцию планет и солнц. Так и относительно образования – необходимо неустанно напоминать школьникам и студентам немецкую поговорку: «То, что не выучил Гансик, Ганс никогда не выучит».
§ Развитие университетов уже никогда не вернется к уровню 18-20 веков.
XY. Закон Долло: организм, популяция, вид не могут вернуться к прежнему состоянию, уже осуществленному в ряду его предков.
Применение к системе образования:
· Нельзя общественно-экономические формации, прожитые человечеством, вернуть. Например, современное общество уже никогда не вернется к первобытно-общинному строю. Так и в школе – уже нельзя вернуться к системе наказания розгами за провинности в школе.
XYI. Закон Рулье.
(Здесь и далее, если данному закону еще не найдено применение в системе образования, то он в тексте обозначается, но не приводится и не комментируется).
XYII. Закон неограниченности прогресса: развитие от простого к сложному эволюционно неограниченно.
Применение к системе образования:
§ В системе образования неустанно ищутся все новые методики преподавания. Так, за последнее время в странах СНГ заметен переход вузов на западную кредитную технологию.
XYIII. Биогенетический закон.
(Применение в системе образования еще не найдено).
XIX. Геогенетический закон Рундквиста.
(Применение в системе образования еще не найдено).
XX. Закон последовательности прохождения фаз развития: фазы развития природной системы могут следовать лишь в закрепленном эволюцией порядке от относительно простого к сложному.
Применение к системе образования:
§ Эволюция закрепляет геохимические, физиолого-биохимические процессы, без выпадения этапов; возможны лишь их ускоренные прохождения. Так и в школе – учатся от первого класса к последующим.
XXI. Системогенетический закон.
(Применение в системе образования еще не найдено).
XXII. Закон Кювье анатомической корреляции [1830 г.].
(Применение в системе образования еще не найдено).
XXIII. Закон синхронизации и гармонизации системных составляющих: в системе как самоорганизующемся единстве индивидуальные характеристики подсистем согласованы между собой.
Применение к системе образования:
Выпадение атома из молекулы делает вещество совсем иным; эволюционное изменение от водной жизни к сухопутной изменяет весь строй организма. Так и в школе – если троечник попадает в хороший класс, он вероятнее всего улучшит свою учебу. И, наоборот, отличник, попавший в отстающий класс, вероятнее всего снизит свою учебу.
Приведенные примеры применения общеэкологических законов к системе образования наглядно показывают, что их изучение под этим углом перспективно для целей дальнейшего совершенствования общеказахстанской системы образования.