Оценка параметров сбора отходов в поездах дальнего следования

О.В.Ялтырева
Ростовский Государственный Университет Путей Сообщения
г. Ростов-на-Дону


Проводится анализ существующей системы сбора твердых бытовых отходов в пассажирских вагонах поездов дальнего следования на промежуточных станциях, ее проблемы и пути их решения. Даются рекомендации по расчету нормативов образования отходов, подтвержденному экспериментально, предлагается изменение выемки бытовых отходов из вагонов.


Assessment of parameters of collecting of waste in long-distance trains.

In this work are analyzed the existing system of collecting of domestic
solid waste in coaches of long-distance trains on the way stations, it's
problems and their solutions. Also in this paper are given recommendations on calculating of norms of waste formation, that is proved empirically, and also the changes of taking of domestic waste out of the coaches are offered.

До недавнего времени основными источниками твердых бытовых отходов (ТБО) на железнодорожном транспорте считались производственные участки (заводы, депо). Вместе с тем, накопление твердых бытовых отходов на железнодорожном транспорте в большей степени зависит от вокзалов, станций и пассажирских вагонов.

Выемка ТБО на СКЖД из мест накопления, расположенных в пассажирских вагонах, происходит на пунктах экипировки вагонов лишь на 5 станциях: Лихая, Сальск, Кавказская, Белореченская, Горячий ключ. Выбор станций не всегда удачен - плечи участков между станциями очень неравноценные.

Норма экспериментального определения накопления ТБО бригадами проводников-студентов в 2002-2008 от одного пассажира в сутки зависит от целого ряда факторов, таких как направление движения (северное или южное), характер вагона, тип вагона, расписание, время года, время отправления, прибытия и др. Она колеблется в интервале от 200г/(чел.сут.) в мае до 600г/(чел.сут.) в феврале. В среднем эта величина составляет 352 г/(чел.сут.) со средней плотностью 200 кг/дм3.

Анализ статистики накопления отходов на этих станциях показывает, что предложенная норма позволяет с точностью получить расчетным путем суммарное годовое накопление по станциям сбора ТБО. Так, например, на станции Горячий Ключ расчет дает накопление за 2008г- 3140 м3 ТБО, по фактическим данным образовалось 3301 м3. Расхождение фактических данных и расчетных объемов не превышает 5% и обусловлено наличием дополнительных вагонов, не учтенных в расписании движения поездов при расчетах.

Принятая норма накопления (352 г) и плотность ТБО (200 г/дм3) позволяют оценить возможности размещения отходов в вагонных баках от станции к станции. Покажем, как производится такая оценка на примере поезда №376 Адлер – Гомель (северное направление). Состав поезда существует в следующем виде: вагоны купе, рассчитанные на 33 места – 5 шт.; вагоны плацкарт, рассчитанные на 54 мест – 14 шт., вагон ресторан – 1 шт. (приравнивается к вагону купе). Количество и объем контейнеров-баков зависит от типа вагона: в купейных – один, емкостью 8 или 10 л, в плацкартных – два, емкостью 10л. Согласно расписанию время движения поезда от ст.Адлер до ст.Горячий ключ составляет 4,75 часа. На участке Адлер – Горячий ключ ТБО в вагонах образуется: купе – 11,495 литра; плацкарт – 18,810 литров; Время движения поезда от ст.Горячий ключ до ст.Лихая составляет 10,25 часа. На участке Горячий ключ - Лихая ТБО в вагонах образуется: купе - 24,805 литров; плацкарт – 40,590 литров. Вместимость контейнеров не отвечает необходимым значениям накопления ТБО. Есть только два выхода из этой ситуации:

- добавление станции сбора ТБО, такой станцией может быть ст. Староминская.

- изменение конструкции сборных баков с применением электрического пресса.

Предлагается пресс, который содержит камеру прессования с верхней и нижней секциями. Верхняя секция оборудована механизмом привода прессующего поршня, а поршень снабжен ножами для разрезания пластиковой посуды. Нижняя секция имеет загрузочное отверстие для ввода мусора и выпускное отверстие для сброса брикета. Электропривод с редуктором питается от сети вагона. В результате использования данного устройства происходит уменьшение объема ТБО не менее чем в 3 раза. Внедрение заявленного устройства обеспечит утилизацию ТБО в вагонах пассажирских поездов, при этом значительно уменьшится поток мусора, который ежегодно попадает на железнодорожное полотно. Уменьшение объема отходов при прессовании в брикеты позволит компактнее размещать их как в местах складирования в вагонах, так и на полигонах.


Назад к списку