Система и практика экологического образования детей и молодежи Тульского региона. Часть 1

Н.Е. Шиширина, Т.П. Ихер
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тульской области «Областной эколого-биологический центр учащихся»,
г. Тула


Областной эколого-биологический центр учащихся (ОЭБЦу) является государственным образовательным учреждением дополнительного образования детей Тульской области, работающим по системе непрерывного экологического образования. Основная цель деятельности ОЭБЦу – привитие учащимся основ экологической культуры, формирование у них глубоких эколого-биологических знаний, экологического мировоззрения, практических умений и навыков творческой и исследовательской деятельности, вовлечение в природоохранную и эколого-просветительскую работу для обеспечения устойчивого развития Тульского региона. Главная задача деятельности ОЭБЦу как профильного учреждения дополнительного образования обучающихся всех возрастных категорий заключается в совершенствовании региональной системы непрерывного экологического образования, повышении качества учебно-воспитательного процесса, а также уровня профессионального мастерства педагогических кадров.

В настоящее время дополнительное образование становится неотъемлемой частью образовательного пространства, расширяющей возможности и увеличивающей эффективность всей системы образования подрастающего поколения. Дополнительное экологическое образование, осуществляемое в ОЭБЦу, дает возможность воспитанникам выбирать вид деятельности, занятия по интересам и способностям. Для этого коллективом методистов и педагогов нашего профильного образовательного учреждения разрабатываются программы дополнительного образования детей и подростков, реализация которых позволяет успешно решать такие задачи, как привитие интереса к освоению опыта познавательной и экспериментально-исследовательской деятельности, совершенствование исследовательских умений и навыков, создание условий для более раннего социального и профессионального самоопределения школьников, развитие их творческих и интеллектуальных способностей, личностных качеств.

Весьма значителен потенциал системы дополнительного образования, реализуемого в Областном эколого-биологическом центре в сфере дифференциации интересов и потребностей детей и подростков, что способствует самоопределению личности в социальном взаимодействии. Ежегодно в ОЭБЦу работает около 150 объединений, которые посещают более чем 1500 обучающихся в возрасте от 6 до 17 лет, осваивающих 35-40 программ дополнительного образования по таким направлениям, как эколого-биологическое, естественно-научное, художественно-эстетическое, социально-педагогическое, туристско-краеведческое. Своеобразие учебно-воспитательного процесса в ОЭБЦу заключается в широком спектре дополнительных образовательных программ дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего полного общего образования, разработанных сотрудниками нашего образовательного учреждения.

Образование в области окружающей среды предполагает обязательное включение методов познания, свойственных экологии как науке наблюдения, опытов, экспериментов, которые могут быть органично включены в образовательный процесс развития экологической культуры школьников. Образование через исследование – вот то направление, которое в течение последних 10 лет успешно осуществляется коллективом методистов и педагогов ОЭБЦу. Для реализации выбранного направления творческой группой сотрудников нашего образовательного учреждения разработана стройная система организации исследовательской деятельности учащихся, включающая поэтапное освоение процесса изучения объектов окружающей среды с учетом возрастных и индивидуальных способностей, а также профиля объединения:

- начальное освоение теоретических вопросов, проработка литературных источников, выполнение несложной экспериментальной работы и написание первых пробных рефератов по выбранным темам (учащиеся первого и второго годов обучения);

- литературная проработка и анализ проблемы по выбранной теме, освоение методов и общей методики учебного исследования, сбор и накопление собственного экспериментального материала с последующим анализом полученных результатов, оформление исследовательских работ и защита их на районных, городских и областных конференциях (учащиеся второго и третьего годов обучения);

- участие школьников в широкомасштабных экспедиционно-полевых исследованиях по комплексному изучению и экологической оценке объектов окружающей среды в рамках долгосрочные региональных эколого-образовательных проектов, разработанных специалистами ОЭБЦу и успешно внедряемых педагогами в их образовательно-воспитательную деятельность, с дальнейшим выходом на областные, межрегиональные, всероссийские и международные конференции, конкурсы, фестивали и публичными выступлениями на них по результатам проделанной работы (учащиеся второго-четвертого обучения).

Для организационно-методической и научно обоснованной поддержки инновационной педагогической технологии, опирающейся на исследовательскую деятельность обучающихся, педагогическими работниками ОЭБЦу подготовлены оригинальные информационно-методические и научно-методические пособия, практические руководства, дидактические материалы для обеспечения учебно-исследовательской деятельности школьников под руководством педагогов по изучению объектов окружающей среды и природных комплексов в целом: водотоков, водоемов и прилегающих к ним территорий, обследованию наземных экосистем, изучению видового разнообразия флоры и фауны с целью установления их общеэкологической и природоохранной значимости, а также экологической паспортизации водных объектов, лесонасаждений, уникальных природных комплексов, особо охраняемых природных территорий, редких объектов живой природы, населенных пунктов и пр.

В период 2000-2009 гг. в ОЭБЦу выпущена серия методических пособий, практических рекомендаций и руководств, которые успешно используются в педагогической практике различных образовательных учреждений не только в городах и сёлах нашего региона, но и более чем в 40 субъектах РФ: «Изучаем малые реки», «Практическое руководство по комплексному исследованию экологического состояния малых рек», «Макрозообентос водоемов», «Экологический мониторинг объектов водной среды», «Практическое руководство по составлению экологического паспорта школы и пришкольной территории», «От знания – к здоровью», «Изучение экологического состояния источников подземных вод», «Шуми, шуми, зеленый лес!» и др.

Кроме того, распространению и внедрению опыта содержательной исследовательской деятельности среди учащихся и педагогов образовательных учреждений региона помогают издаваемые в ОЭБЦу методические сборники учебно-исследовательских работ школьников: «Малым рекам – чистую воду», «Защитим свою малую родину», «Биомониторинг малых рек без границ», «Вьётся светлою лентой река», «Проникая в тайны тульских рек и родников», «Пусть будет мир зеленым!», «Уроки Чернобыля для тульских школьников», «Мир воды глазами тульских школьников», «Мы – за здоровый образ жизни, присоединяйтесь!» и др.

В целях создания действенной альтернативы асоциальному поведению молодежи, развития и удовлетворения потребностей в самоопределении, самореализации, социальной адаптации, приобретения необходимых жизненных компетенций, физического и духовного здоровья подростков на базе ОЭБЦу организован учебный процесс по допрофессиональной подготовке старшеклассников. При этом учащиеся 8–11 классов средних общеобразовательных школ и гимназий г. Тулы в течение двух-четырех лет осваивают ряд программ дополнительного образования, разработанных методистами и опытными педагогами ОЭБЦу.

С нашей точки зрения, содержание современной программы дополнительного образования детей и подростков экологической направленности должно определяться возможностью построения в её рамках индивидуального маршрута развития каждого школьника, который бы пронизывал различные образовательные области. Поэтому квалифицированными педагогами ОЭБЦу разработаны программы дополнительного образования нового поколения («Юный исследователь», «Школьный экологический мониторинг», «Экологическое краеведение», «Здоровье человека и окружающая среда», «Воспитай себя здоровым» и др.), предназначенные для старшеклассников и успешно апробированные не только в объединениях нашего образовательного учреждения, но и в ряде общеобразовательных школ и гимназий Тулы и Тульской области.

Указанные программы помогают подросткам сформировать общий экологический кругозор, способствуют интегрированному и системному восприятию экологических знаний и проблем, позволяют освоить методы проведения серьезных экологических исследований с использованием целого комплекса современных методов и методик. Приобретенные теоретические знания, практические умения и навыки оценки экологического состояния объектов окружающей среды и риска негативного воздействия факторов экологического неблагополучия на свое здоровье учащиеся могут применить на уроках в школе, в быту, на отдыхе в походе, при последующем обучении в вузе, колледже, техникуме. Модульное построение программ нового поколения в виде сгруппированных крупных тем позволяет использовать их как целиком, так и по отдельным годам обучения в зависимости от возраста и уровня развития учащихся. Все они относятся к компенсаторно-развивающим программам, так как предусматривают подготовку учащихся до уровня, необходимого для усвоения предметного материала, в том числе достаточно глубокую научную подготовку по целому ряду вопросов, связанных с экологическим мониторингом окружающей среды и здоровья человека с помощью методов, использующихся исследователями-профессионалами.

Предпрофильная подготовка учащихся 8–9 классов является новым направлением деятельности педагогических работников ОЭБЦу в связи с переходом в 10–11 классах на профильное обучение. Начиная с 2005-2006 учебного года, методистами и педагогами дополнительного образования нашего образовательного учреждения разрабатываются и успешно апробируются новые программы, которые позволяют выпускникам основной средней школы, прослушав ряд элективных курсов, более сознательно подойти к выбору профиля в 10 классе полной средней школы. Программы элективных курсов, рассчитанные на 18–36 часов, знакомят подростков с целым рядом специальностей агроэкологического, химико-биологического, эколого-биологического, географо-краеведческого, валеологического и художественного профилей. Содержание каждого курса включает оригинальные материалы, выходящие за рамки школьных программ по целому ряду предметов. При этом, как правило, в программах элективных курсов большое внимание уделено региональному компоненту, реализуемому преимущественно в практической деятельности учащихся, что, несомненно, поддерживает интерес к профильным предметам и способствует формированию первоначальных профессиональных навыков подростков. В результате выполнения серий лабораторно-практических, учебно-исследовательских и проектных работ происходит расширение и углубление базовых знаний учащихся по школьным предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Обучение по авторским программам нового поколения способствует формированию интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников, приобретению новых знаний по естественнонаучным дисциплинам, расширению и углублению межпредметных связей, открывает возможности участия в разных олимпиадах, например, в областных олимпиадах по экологии и валеологии. Старшеклассники, занимающиеся в объединениях ОЭБЦу по данным программам, принимают активное участие в областных эколого-краеведческих конкурсах «Хранители Тульского края», «Живой родник», Всероссийских конкурсах юных исследователей окружающей среды, юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, «Подрост», «Моя малая родина», «Человек на Земле», «Созвездие», Российском национальном конкурсе водных проектов старшеклассников, международном детском экологическом форуме «Зеленая планета», где их учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы и природоохранные проекты заслуживают самых высоких оценок.

Примечательно, что ряд программ дополнительного образования детей и подростков, внедренных в учебно-воспитательный процесс ОЭБЦу, в последние годы востребован городскими и особенно сельскими школами Тульской области, вставшими на путь организации профильного обучения старшеклассников. Партнерские отношения общеобразовательных учреждений и нашего профильного учреждения дополнительного образования детей и подростков строятся на основе договоров о сотрудничестве, где предусмотрены оказание консультационной и организационно-методической помощи школьным учителям, апробирующим и внедряющим новые программы. Кроме того, сотрудниками ОЭБЦу осуществляется информационная поддержка и обучение учителей методам и методикам проведения опытно-экспериментальной и учебно-исследовательской работы со школьниками, организуются выездные внеклассные и общешкольные массовые мероприятия, методисты и педагоги-кураторы нашего учреждения участвуют в тематических школьных и районных научно-практических конференциях и пр. Все формы совместной деятельности ОЭБЦу с городскими и сельскими школами способствуют интеграции общего базового и дополнительного образования и становлению перспективной модели профильного обучения в Тульском регионе.

Начиная с 1997 года, на базе ОЭБЦу действует областная заочная эколого-биологическая школа, осуществляющая координацию профильного обучения учащихся городских и сельских школ Тульской области и способствующая удовлетворению их потребностей в углубленном изучении наук биологии и экологии, а также приобретению навыков самообразования с помощью дистанционного обучения, рассчитанного на 4–5 лет. Ежегодно в пяти секциях заочной школы обучается 120-150 школьников из разных районов региона. Работой секций «Ботаника», «Зоология», «Человек и его здоровье», «Общая биология», «Экология» руководят квалифицированные педагоги и методисты ОЭБЦу, которые в соответствии с программой обучения составляют теоретические и творческие задания, подбирают тематику и методики проведения опытно-экспериментальной и учебно-исследовательской работы. В каникулярное время и в период работы областного экологического лагеря «Зеленый мир» и летней экологической школы «Хранители Тульского края» для заочников организуются учебные сессии.

Реализация направлений учебно-воспитательной и исследовательской деятельности педагогов и учащихся невозможна без повышения уровня профессионального мастерства педагогических кадров, которое осуществляется в ОЭБЦу на лекционно-семинарских занятиях, лабораторных практикумах, проводимых для районных, городских и школьных методических объединений учителей-предметников, на научно-практических конференциях и круглых столах, посвященных проблемам экологического образования и исследования окружающей среды, в рамках программ курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников на базе ИПК и ППРО ТО. Так, в течение учебного года методистами и педагогами ОЭБЦу в соответствии с предлагаемой тематикой лекционно-семинарских занятий прочитывается более 150 лекций для учителей образовательных учреждений городов и районов нашей области, проводится около 100 семинарских занятий, дается более 1,5 тысяч консультаций. Кроме того, квалифицированными специалистами ОЭБЦу проводятся теоретические семинары, практикумы, тематические экскурсии для студентов ряда факультетов ТГПУ им. Л.Н. Толстого, а также педагогического, медицинского и машиностроительного колледжей, учащихся профессиональных лицеев.

Необходимость обеспечения всех форм работы качественной методической продукцией ориентирует методистов ОЭБЦу на выполнение следующих функций: разработку методических материалов (программ дополнительного образования детей и подростков, методических пособий, практических рекомендаций, руководств и др.); распространение и внедрение научно-методических разработок в практику деятельности образовательных учреждениях разных типов; разработку и составление конкурсных заданий, олимпиад, долгосрочных проектов исследовательской деятельности, программ массовых мероприятий, проводимых в ОЭБЦу, г. Туле, Тульской области; координацию всех форм и методов реализации региональной системы непрерывного экологического образования и воспитания подрастающего поколения туляков.

Апробируя формы и методы работы внутри ОЭБЦу, а также на инновационных площадках и в профильных образовательных учреждениях г. Тулы и добиваясь хорошей результативности, методисты и педагоги внедряют их далее на территории Тульской области и других регионов. Так, тесное сотрудничество ОЭБЦу с районными методическими объединениями учителей биологии, химии, экологии дает положительные результаты. При этом повышается активность участия городских и сельских образовательных учреждений в массовых мероприятиях ОЭБЦу, растет уровень и улучшается качество конкурсных материалов, представляемых школьниками и педагогами на олимпиады, тематические конкурсы, выставки. Например, в течение 2008 года в областных массовых мероприятиях для детей молодежи региона, организованных и проведенных ОЭБЦу, приняло участие около 11 тысяч обучающихся почти 400 образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего (полного), начального профессионального и среднего профессионального образования.

За последние годы заметно активизировалась работа ОЭБЦу по организации мастер-классов для педагогов образовательных учреждений Тулы и Тульской области, для проведения которых выбираются наиболее актуальные и интересующие педагогических работников темы. При этом тематика, как правило, заранее обсуждается на методических советах, а затем предлагается педагогам образовательных учреждений, заинтересованным в посещении мастер-классов с определенной тематикой, где осуществляется обмен мнениями и опытом, обсуждаются успехи коллег-педагогов в реализации инновационных форм и методов экологического образования школьников нашего региона.

В результате организации разносторонней работы по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта в Тульском регионе и в России методической службой ОЭБЦу осуществляется целенаправленная деятельность по оказанию адресной помощи, как квалифицированным педагогам, так и индивидуальное шефство над молодыми педагогами, обладающими высокой творческой активностью и потенциалом к послевузовскому образованию. В первую очередь организуется индивидуальное шефство над молодыми специалистами, им оказывается помощь в составлении образовательных программ в рамках школьного дополнительного образования учащихся, в организационно-методической подготовке открытых занятий, внеклассных и общешкольных массовых мероприятий, в организации тематических экскурсий и разработке экологических троп и маршрутов. Благодаря такой деятельности молодые специалисты ОЭБЦу, городских и районных образовательных учреждений имеют возможность не только приобрести необходимый опыт в сфере экологического образования, но и повысить свою квалификацию.

Свои первые шаги в области экологического образования учащихся многие молодые педагоги делали под руководством методистов ОЭБЦу, получая необходимые консультации и соответствующую методическую помощь. Освоив региональные программы школьного экологического мониторинга, осуществляемого силами школьников и учителей, они полностью освоились в изучении объектов и явлений окружающей среды. В настоящее время под руководством таких педагогов учащиеся выполняют серьезные реферативные, исследовательские и творческие работы, участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях как областного, так и Всероссийского уровней. Как результат – высокие звания дипломантов и лауреатов конкурсов различного уровня. Следует отметить, что среди талантливых воспитанников ОЭБЦу региона имеется ряд старшеклассников, удостоенных правительственных грантов в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Одной из форм инновационных технологий методической службы ОЭБЦу, успешно внедряемых в учебно-воспитательный процесс нашего образовательного учреждения, а также в практику экологического образования и воспитания учащихся городских и сельских школ региона, является разработка и реализация долгосрочных эколого-образовательных исследовательских проектов: «Малым рекам – чистую воду», «Живой родник», «Подружись с памятником природы», а также краеведческих проектов «Хранители Тульского края», «Есть в России такие места!», «По святым местам земли тульской» и пр.

Часть 1 | Часть 2


Назад к списку