Система и практика экологического образования детей и молодежи Тульского региона. Часть 2

Н.Е. Шиширина, Т.П. Ихер
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тульской области «Областной эколого-биологический центр учащихся»,
г. Тула


С 1996 года в Тульской области реализуется долгосрочный эколого-образовательный исследовательский проект «Малым рекам – чистую воду», инициированный природоохранными структурами областной администрации. Цель проекта заключается в приобщении подрастающего поколения к мониторингу поверхностных вод суши и оценке экологического состояния окружающей среды своего региона. Новизна данного эколого-образовательного проекта заключается в применении низко затратной высокоэффективной методики комплексного гидробиологического и микробиологического исследования пресноводных экосистем, разработанной в ОЭБЦу, позволяющей школьникам под руководством учителей при соответствующем предварительном обучении и оснащении необходимым оборудованием и материалами в течение одного полевого сезона провести мониторинговые наблюдения за достаточно большим количеством водных объектов на контрольных створах, получить достоверные сведения о реальном состоянии всех компонентов пресноводных экосистем, их самоочищающей способности, последствиях хозяйственной деятельности на водосборе, провести инвентаризацию источников загрязнения, определить качество воды и донных отложений, дать оценку текущего экологического состояния водотока или водоема, спрогнозировать изменения этого состояния.

Достоинством методики проведения экспедиционно-полевых исследований являются оперативность и доступность для школьников использующихся методов биологического контроля водных объектов при достаточно высокой информативности и достоверности полученных результатов. Работа более чем 150 отрядов, объединивших 3,5 тысячи учащихся городских и сельских школ, по единой методике исследования малых рек, озёр и прудов ближайшего окружения позволяет вести широкомасштабный мониторинг водных объектов региона, анализировать динамику уровней загрязнения вод и донных отложений, давать прогнозную оценку состояния водных ресурсов.

Деятельность уникальной школьной сети экологического мониторинга водных объектов, созданной в Тульском регионе в результате реализации образовательного проекта «Малым рекам – чистую воду», рассматривается и как новая форма занятости и отдыха подростков в период летних каникул, когда резко сократилось количество стационарных лагерей отдыха школьников, а путевки в них по стоимости стали недоступными для многих семей. Посредством привлечения старшеклассников к экспедиционно-мониторинговым исследованиям педагоги имеют возможность организовать их активный отдых с умеренными затратами, финансирование которых осуществляется за счет средств, выделяемых областной администрацией. Как правило, школьники и педагоги готовятся к экспедициям заранее, а подростки, почувствовавшие «вкус» к исследовательской и природоохранной работе на любимых речках и прудах, стараются непременно попасть в экспедиционный отряд в очередной полевой сезон. Нередко среди них возникает конкуренция, которую педагог-профессионал умело использует в целях повышения успеваемости и улучшения поведения своих воспитанников. В целом ряде сельских общеобразовательных школ формирование ячеек сети школьного экологического мониторинга водных объектов помогает организации содержательного летнего отдыха «трудных» подростков из неполных и социально неблагополучных семей, вовлекает старшеклассников в социально значимую деятельность по изучению и охране объектов природной среды малой родины.

В результате реализации долгосрочного образовательного проекта «Малым рекам – чистую воду» мониторинговыми наблюдениями школьников и студентов охвачены все 1682 реки, речки и ручья региона, проведена эколого-гидробиологическая паспортизация более чем 200 прудов и целого ряда переходных и верховых болот. Собрана не только весьма обширная база данных о реальном экологическом состоянии многочисленных объектов водной среды, проведена прогнозная оценка изменения их состояния, но и сформирована уникальная база знаний о поверхностных водах Тульского региона. Эти материалы, хранящиеся в ОЭБЦу, доступны школьникам, студентам, педагогам и специалистам контролирующих и природоохранных органов.

Другой эколого-образовательный исследовательский проект «Живой родник» направлен на активизацию и координацию совместной деятельности различных образовательных учреждений региона по формированию гражданской ответственности за экологическое состояние одного из важнейших компонентов окружающей человека среды – источников подземных вод (родников, ключей, колодцев и пр.). Школьники не только ведут постоянные наблюдения за альтернативными источниками питьевого водоснабжения вблизи мест проживания, но и занимаются природоохранной и просветительской работой, расчищая родники от ила, растительной ветоши, бытового мусора, сооружая аншлаги с информацией о правилах рационального водопользования. Данное направление экологического образования подрастающего поколения оказалось весьма востребованным различными образовательными учреждениями: от детских садов до профессиональных лицеев, техникумов и колледжей. В результате ежегодных природоохранных акций «Живи, родник!» учащимися городских и сельских школ расчищено и обустроено более 300 источников подземных вод нашего края, оформлены их экологические паспорта, составлены карты и схемы их месторасположения.

Таким образом, участие детей и подростков в комплексных мониторинговых исследованиях объектов водной среды способствует повышению качества знаний в области экологии водных экосистем, овладению ими научными методами изучения состояния окружающей природной среды, позволяет оценить экологическую обстановку в местах их проживания. Следует отметить, что старшеклассники, хорошо владеющие методами и приемами мониторинговых наблюдений за водными объектами, тиражируют свой опыт путем проведения практических занятий со сверстниками и педагогами. Так, в течение 1999–2007 гг. юные экологи-туляки, принимая участие во Всероссийской комплексной детской экологической экспедиции «Живая вода», проходящей на особо охраняемых природных территориях Северо-Запада, вместе со школьниками и студентами ряда регионов России при использовании тульских методик внесли довольно большой вклад в изучение и экологическую паспортизацию ряда озёр, рек, ручьёв и болот, что нашло отражение в публикациях всборниках материалов экспедиций, выпущенных Всероссийским детским журналом «Костер», а также в научных изданиях Русского географического общества.

Летом 2007 года группа воспитанников ОЭБЦу была приглашена во Всероссийский профильный эколого-биологический лагерь «Зеленая планета», проводившийся Федеральным агентством по образованию РФ в Ростовской области. Активно участвуя в работе секции «Гидробиология», юные экологи-туляки продемонстрировали свои знания и умения в ходе экспедиционно-полевых работ по изучению экологического состояния низовья Дона, а также в мастер-классах, организованных как для детей, так и для педагогов. А в июне 2008 года группой учащихся ОЭБЦу, приглашенных в ВДЦ «Орлёнок» для участия во Всероссийской специализированной смене «Дорогу осилит идущий», посвященной 90-летию системы дополнительного образования, не только успешно освоена методика гидробиологического исследования морских растений-макрофитов и беспозвоночных животных, но и проложена экологическая тропа вдоль побережья моря, на которой тульские школьники знакомили своих сверстников из разных регионов России с особенностями Черного моря и его обитателями, своеобразием флоры и фауны береговой зоны, современными экологическими проблемами черноморского побережья.

Экологическое краеведение – один из лучших методов экологического образования и воспитания подрастающего поколения. ОЭБЦу предоставил подрастающему поколению туляков реальную возможность улучшения и расширения знаний в области регионального краеведения, изучения памятников природного и культурно-исторического наследия путем привлечения к участию в эколого-краеведческом образовательном проекте «Хранители Тульского края». Основная цель данного проекта заключается в формировании творческой всесторонне развитой личности с экологически ориентированным мышлением, грамотным эстетическим вкусом и стремлением инициативно и эффективно участвовать в изучении состояния природных ресурсов Тульского края и сохранении здоровой окружающей среды для туляков.

В рамках проекта «Хранители Тульского края» ежегодно организуются тематические конкурсы, где для каждой возрастной категории участников предлагаются разные номинации и формы представления конкурсных материалов. Например, воспитанники дошкольных образовательных учреждений, участвуя в конкурсах «Моё любимое дерево», «Войди в природу другом», «Родной природы разноцветье» готовят творческие работы с элементами исследования разнообразных объектов живой природы.

Учащиеся начальной школы в рамках конкурса «Чтобы краше стал наш край» составляют мини-проекты, в которых отражают своё видение любимых уголков родной земли, измененных в результате реконструкции, рекультивации, ландшафтного и декоративно-цветочного оформления. Учащиеся среднего и старшего школьного звена, как правило, активно участвуют в тематических конкурсах учебно-исследовательских работ и проектов, где отражаются результаты изучения объектов водной и воздушной среды, флоры и фауны, лесных угодий, уникальных природных комплексов, редких и исчезающих видов растений и животных, особо охраняемых природных территорий, населенных пунктов и пр.

В результате участия в проекте «Хранители Тульского края» дети и подростки приобретают навыки проведения наблюдений и исследований разнообразных объектов и явлений природы, а приобщение к творческой и исследовательской работе повышает их уровень образовательной деятельности, благотворно влияет на мотивацию процесса обучения. Всестороннее изучение детьми и подростками небольшого кусочка малой родины, выяснение его характерных черт и особенностей закладывает фундамент для рождения у юных туляков патриотических чувств, любви к родному краю. На конкретных примерах выявленного экологического неблагополучия объектов окружающей среды юные экологи-краеведы учатся разрабатывать природоохранные рекомендации и принимать решения по улучшению экологических ситуаций.

Природа Тульского края – колыбель человеческих судеб и деяний, духовного богатства и славы нашей Родины. По нашему мнению, современное поколение туляков нуждается в систематизированных краеведческих знаниях об особенностях своей малой родины, сущности традиционной русской культуры, в основе которой всегда лежала православная вера. Поэтому, начиная с 2000 года, в Тульском ОЭБЦу разработан и успешно реализуется еще один эколого-образовательный исследовательский проект «Есть в России такие места!». Цель проекта заключается в воспитании подрастающего поколения на лучших образцах патриотизма, гражданственности, сыновнего отношения к родной земле через изучение природного, культурно-исторического и духовного наследия Тульского края, возрождение традиций бережного отношения детей и подростков к малой родине и нашей Отчизне.

В соответствии с программой поэтапной реализации данного образовательного проекта в ОЭБЦу организуются тематические конкурсы, гостиные, праздники, в которых принимают участие школьники, готовя творческие и учебно-исследовательские работы проекты. Так, во втором полугодии 2007 года весьма успешно проведен областной эколого-краеведческий марафон «Есть в России такие места!», включающий семь различных конкурсов, в которых приняли участие более 1000 детей и подростков из 330 образовательных учреждений Тульской области и г. Тулы, подготовивших 645 творческих и исследовательских работ. Лучшие конкурсные работы демонстрировались на областных тематических выставках и презентациях.

На протяжении ряда лет юные экологи-краеведы под руководством педагогов-наставников занимаются поисково-краеведческой и исследовательской работой по изучению памятников православной культуры, в том числе экологической паспортизацией святых источников, что способствует формированию регионального духовно-нравственного пространства, необходимого в наше время и взрослым, и детям. Примечательно, что в рамках реализации областной целевой программы «Организация духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в Тульской области на 2007 – 2010 годы» воспитанниками ОЭБЦу и учащимися городских и сельских школ под руководством педагогов выполнен комплекс работ в соответствии с исследовательским проектом «Святые источники Тульской области: эколого-краеведческий аспект».

В течение пяти лет, в январе, в период святок, в ОЭБЦу проводится Рождественская гостиная «Святая водица из тульской криницы» с приглашением наиболее активных школьников - участников указанного проекта. Дети и подростки, принявшие участие в экспедиционно-полевых и природоохранных работах на источниках с целебными водами, собравшие большой объем уникальной краеведческой информации и успешно справившиеся с оформлением своих конкурсных работ, демонстрируют полученные знания и умения, получая заслуженные награды и призы.

Долгосрочный эколого-образовательный исследовательский и природоохранный проект «Подружись с памятником природы» направлен на создание системы общественной поддержки сохранения живой природы региона силами образовательных учреждений Тульской области под руководством педагогов, ученых биологов, специалистов природоохранных органов. В рамках указанного образовательного проекта в течение десяти лет воспитанники ОЭБЦу вместе со студентами ТГПУ им. Л.Н. Толстого принимают участие в экологической паспортизации особо охраняемых природных территорий, расположенных в пределах государственного военно-исторического и природного заповедника «Куликово поле», государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова, Богородицкого парка А.Т. Болотова, государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». В ходе экспедиционно-исследовательских работ учащиеся собирают и обрабатывают полевые материалы, выполняют геоботанические исследования, вместе со студентами ТГПУ им. Л.Н. Толстого участвуют в составлении экологических паспортов памятников природы, в воссоздании утраченных элементов природных комплексов на одном из трех полей русской воинской славы – Куликовом поле. Учащиеся городских и сельских школ региона занимаются изучением разнообразия флоры и фауны уникальных природных комплексов в местах проживания, выявляют местообитания редких и нуждающихся в охране растений и животных, ведут активную природоохранную на территориях местных памятников природы.

Проведение Тульским ОЭБЦу весной 2008 года областного конкурса учебно-исследовательских работ и природоохранных проектов «Подружись с памятником природы» способствовало активизации деятельности коллективов учащихся и педагогов городских и сельских школ региона: в оргкомитет конкурса поступило свыше 150 работ, подготовленных учащимися 96 образовательных учреждений Тульской области. В номинации «Оцени природное наследие» указанного конкурса школьниками были подготовлены индивидуальные учебно-исследовательские работы по экологической паспортизации комплексных, ботанических, геологических и прочих памятников природы, изучению разнообразия форы и фауны, установлению степени деградации природных комплексов под воздействием различных факторов, оценке действенности существующего режима природопользования и разработке рекомендаций по восстановлению и улучшению состояния биоты.

Конкурсные материалы, подготовленные в номинации «Подружись с памятником природы», включали описания экологических троп и маршрутов, составленные на основе предварительного изучения учащимися-экскурсоводами природно-географических и эколого-биологических особенностей конкретных ООПТ, а затем знакомящие экскурсантов с природными объектами и уникальными природными комплексами в местах ближайшего окружения учащихся. В номинации «Сбереги красоту первозданную»представлялись практические природоохранные работы и проекты школьников, направленные на поддержание биологического разнообразия Тульского края, улучшение экологического состояния популяций растений и животных, в том числе редких видов флоры и фауны, а также содержание программы практических действий, направленных на охрану природных комплексов в целом и рациональное использование природных ресурсов.

Весьма примечательно, что при подведении итогов данного конкурса в каждой номинации были выявлены не только победители и призеры, но и определены кандидаты на премию для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Областной конкурс декоративно-прикладного творчества «Флора и фауна Тульской области», проводившийся весной 2008 года, оказался весьма востребованным различными образовательными Тульской области: в жюри поступило 520 работ, представленных детьми и подростками в номинациях «Природа и творчество», «Фитодизайн», «Прикладное искусство» и «Мягкая игрушка». При подготовке своих экспонатов, выполненных в самых разнообразных техниках, юные конкурсанты использовали такие темы, как «Пейзажи родной природы», «Редкие и исчезающие виды растений и животных Тульской области», «Разнообразие деревьев и кустарников», «Декоративно-цветочные культуры садов, скверов, парков», «Разнообразие диких животных Тульского края» и пр. Лучшие конкурсные работы детей и подростков демонстрировались на областной выставке «Флора и фауна Тульской области», проходившей в рамках форума «Экологически устойчивое развитие Центрального федерального округа», организованного Тульским региональным отделением Центра экологической политики и культуры России, Общественной палатой Тульской области, ТулГУ, а также администрациями г. Тулы и Тульской области.

Таким образом, участвуя в эколого-творческой, учебно-исследовательской и поисково-краеведческой работе, организуемой и координируемой ОЭБЦу, дети и подростки, будущие граждане России, учатся понимать важность решения региональных эколого-краеведческих проблем, ставить научно обоснованные задачи, применять достоверные методы исследования, проводить анализ полученных результатов, использовать их в практической природоохранной деятельности. Знакомство старшеклассников с природой, историей и культурой, жизнью и бытом отчего края способствует их нравственно-эстетическому воспитанию, становлению гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений, активной жизненной позиции. А образовательные экологические и краеведческие проекты, реализуемые педагогическими работниками ОЭБЦу, представляют собой единый курс, интегрирующий знания, умения и навыки, полученные детьми и юношеством на уроках биологии, химии, истории, географии, литературы, изо, трудового обучения, а также в их дополнительном образовании.

Следует отметить, что в течение учебного года в областных тематических конкурсах эколого-журналистских работ, фоторабот, учебно-исследовательских проектов, природоохранных акциях, как правило, принимают участие 2,5–3 тысячи детей и подростков, а также студентов вузов, колледжей, техникумов, учащихся профессиональных лицеев и училищ, что свидетельствует о большой популярности образовательно-массовых мероприятий, предлагаемых методистами и педагогами ОЭБЦу. Кроме того, в течение последних четырех лет по заданию департамента образования Тульской области методистами ОЭБЦу осуществляется проведение и координация региональных этапов всероссийских и международных детских конкурсов, форумов, марафонов эколого-биологической и краеведческой направленности. Так, например, в течение 2007 года в таких конкурсах приняло участие более 7 тысяч детей и подростков из 366 образовательных учреждений практически всех муниципальных образований нашего региона.

Учитывая остроту и актуальность решения региональных и федеральных экологических проблем на современном этапе, для успешной реализации научно-методических, учебно-воспитательных и учебно-исследовательских задач в течение последних трех-четырех лет создана система совместной деятельности Тульского ОЭБЦу и ряда вузов: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, ТулГУ, Новомосковским институтом РХТУ им. Д.И. Менделеева, Новомосковским филиалом Университета РАО и др., позволяющая осуществлять профилирование старшеклассников через совместную организацию и проведение тематических конкурсов, юношеских чтений, кафедральных олимпиад, Интернет-конференций, а также выпуск сборников лучших работ школьников и студентов и пр.

Студентам вузов и колледжей, обучающимся на дневном и заочном отделениях, методической службой ОЭБЦу оказывается организационно-методическая помощь в подготовке курсовых и дипломных работ, рефератов за курс экологии, валеологии, экологических основ природопользования, охраны природы и др. Методисты не только консультируют студентов по отдельным вопросам темы реферата или курсовой работы, но и помогают подобрать оригинальную учебную и научную литературу, имеющуюся в наличии, как в методическом кабинете, так и в библиотеке нашего образовательного учреждения.

Широкому распространению опыта разнообразной эколого-образовательной и просветительской деятельности способствует систематическая работа сотрудников ОЭБЦу со средствами массовой информации: выступления педагогов и учащихся ОЭБЦу по радио, участие в тематических телепередачах, публикации в областных и общероссийских периодических изданиях, сборниках материалов всероссийских и международных конференций по экологическому образованию и организации исследовательской деятельности школьников в окружающей среде.

Особенность инновационной деятельности ОЭБЦу проявляется в том, что внедрение в образовательно-воспитательный процесс скоординированной, методически обеспеченной, весьма содержательной и разнонаправленной поисковой и исследовательской деятельности через подготовку творческих, учебно-исследовательских работ, научно-исследовательских и природоохранных проектов. Успешная реализация региональных эколого-образовательных исследовательских и краеведческих проектов представляет собой эффективный способ вовлечения школьной и студенческой молодежи в решение современных актуальных экологических и природоохранных проблем, стоящих перед региональной системой непрерывного экологического образования и просвещения разных слоев населения. Таким образом, в стенах ОЭБЦу накоплен и успешно распространяется богатый опыт совместной исследовательской деятельности учащихся и педагогов области при их тесном сотрудничестве с преподавателями вузов и сотрудниками научно-исследовательских организаций, что явилось базой для создания эффективной системы непрерывного экологического образования.

Реализация эколого-образовательных исследовательских проектов, разработанных и успешно реализуемых ОЭБЦу вместе с учащимися городских и сельских школ и их учителями, помогает налаживанию и укреплению партнерских отношений между образовательными учреждениями разного уровня, а также природоохранными контролирующими органами и административными структурами, увеличивает возможность эффективного участия разных слоев общества в решении местных экологических проблем и обеспечения устойчивого развития России, способствует развитию и укреплению регионального детского и молодежного экологического движения.

В заключение необходимо отметить, что современная модель выпускника средней школы предполагает наличие у него таких качеств, как способность самостоятельно и активно действовать, своевременно принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся жизненным обстоятельствам. Многие педагогические коллективы, вовремя усвоив и приняв новую парадигму образования, начали поиск более совершенных форм обучения, направленных в первую очередь на развитие индивидуального потенциала и личностных качеств каждого школьника. Ряд долгосрочных образовательных проектов по экологии и региональному краеведению, разработанных в ОЭБЦу, способствует весьма эффективной реализации практико-ориентированных и творческих видов деятельности подрастающего поколения туляков с использованием проблемных и исследовательских методов обучения.

Специфика инновационной деятельности педагогических работников ОЭБЦу заключается в формировании регионального эколого-образовательного пространства в ходе организации совместной творческой деятельности с целым рядом различных учреждений г. Тулы и Тульской области: школами, лицеями, гимназиями, учреждениями начального, среднего специального и высшего образования, а также контролирующими и природоохранными органами, учреждениями культуры, структурными подразделениями областной и районными администрациями, общественными организациями, что обеспечивает успешное развитие региональной системы непрерывного экологического образования, повышение уровня профессионального мастерства учителей, а также способствует методически скоординированной исследовательской и природоохранной деятельности школьников, формированию основ экологической культуры будущих граждан нашей страны.

Часть 1 | Часть 2


Назад к списку